31 августа
Анна Новиковская

Ученые сделали еще один шаг на пути к выращиванию человеческих почек «в пробирке»

4.5

В борьбе с многочисленными почечными болезнями человека огромные надежды возлагаются на стволовые клетки. Теперь ученым удалось получить «в пробирке» оба типа зародышевых почечных тканей, что в перспективе может обеспечить приток донорских органов.

Зачаток мочеточника, полученный из стволовых клеток в лаборатории / © phys.org

Каждый девятый взрослый человек в мире имеет какое-либо почечное заболевание, при этом число страдающих от почечной недостаточности неуклонно растет. Возможность выращивания здоровой ткани почек в лабораторных условиях сможет как ускорить процесс лечения больного органа, так и полностью восстановить его утраченные функции.

В процессе внутриутробного развития почка формируется из двух типов ткани — метанефральной мезенхимы и зачатка мочеточника. Ранее исследователям удалось получить из плюрипотентных стволовых клеток метанефральную мезенхиму, а теперь в лабораторных условиях успешно вырастили зачаток человеческого мочеточника.

Помимо самого процесса превращения стволовых клеток в зачаток мочеточника, ученым удалось пронаблюдать, как два типа ткани взаимодействуют при формировании полноценной почки. Обычно этот процесс происходит лишь в организме зародыша.

В дальнейшем выращенные подобным образом ткани можно не только использовать для трансплантации: они также позволят безопасно тестировать экспериментальные методы лечения. Например, выращенный «в пробирке» зачаток мочеточника поможет совладать с некоторыми генетическими заболеваниями собирательной системы почек, такими как поликистоз.

Хотя еще рано говорить о создании целой почки в лабораторных условиях, теперь люди стали на шаг ближе к этому прорыву в науке и медицине.

Исследование опубликовано в журнале Nature Biotechnology.