Какие профессии востребованы сегодня?
23 мая
Анна Новиковская
3 447

Редактирование генов изменило социальное поведение хомячков

4.5

Ранее редактирование генов уже применяли для лечения болезней и исправления «генетических ошибок». Теперь ученые пошли дальше и решили с его помощью изменить социальное поведение у группы сирийских хомячков.

Сирийские хомячки драчливы, поэтому сажать их в одну клетку с сородичами рекомендуется только на период размножения / ©nc3rs.org.uk

Метод редактирования генов CRISPR-Cas9 предоставляет ученым огромные возможности: например, с его помощью гуманизированные мыши были успешно вылечены от ВИЧ, а сравнительно недавно генетическую терапию применили на людях, страдающих врожденной слепотой и наследственными заболеваниями крови. Теперь этот метод использовали для изменения социального поведения животных, и результаты оказались неожиданными.

Редактирование генов опробовали на группе сирийских хомячков (Mesocricetus auratus), популярных лабораторных животных. Именно на этом виде ученые впервые наблюдали влияние гормонов на социальное поведение, при этом реакции животных были схожи с поведением человека.

У подопытных животных «выключили» рецептор Avpr1a, на который воздействует гормон вазопрессин. Он связан с социальными взаимодействиями, такими как привязанность, сотрудничество, общение, доминирование и агрессия. Команда исследователей ожидала, что без рецептора Avpr1a хомячки будут менее агрессивны и коммуникабельны.

Но произошло обратное: генетически модифицированные животные были намного общительнее и агрессивнее, чем обычные, причем самки в этом не уступали самцам. Возможно, это означает, что воздействие вазопрессина на Avpr1a носит не столько возбуждающий, сколько тормозящий характер, а гормон, «отвечающий» за социальную агрессию, на самом деле удерживает животных от еще более серьезных конфликтов.

Агрессивное поведение у контрольной группы хомячков (WT), гибридов обычных и ГМ-хомячков (Het) и ГМ-хомячков (KO). Синим цветом обозначены самцы, белым — самки. Цифры внутри столбцов обозначают количество животных. Столбцы, соединенные скобками, указывают на значимые различия / © 10.1073/pnas.2121037119

Иными словами, хотя методы, опробованные на хомячках, потенциально можно применять к людям, мы все еще недостаточно знаем о том, как гены взаимодействуют с нейронными цепями в нашем мозгу, чтобы с уверенностью говорить о прогнозируемых результатах. Возможно, дальнейшие исследования позволят ученым как следует разобраться в этом вопросе, и тогда методы редактирования генов можно будет задействовать в лечении нейропсихиатрических расстройств — от аутизма до депрессии.

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.