18.02.2023
Анна Новиковская
7 570

Рождение с помощью кесарева сечения разучило полевок любить

5.5

Некоторые виды грызунов образуют моногамные пары на всю жизнь, но, как выяснили американские исследователи, только если зверьки появились на свет естественным путем.

В паре полевок самец постоянно остается рядом с самкой и помогает ухаживать за детенышами / © witf.org / Автор: Александр Литвинов

Моногамия, или спаривание только с одним партнером в течение всей жизни, — редкое явление среди млекопитающих. Меньше пяти процентов всех известных видов практикуют такую форму размножения, и желтобрюхие полевки (Microtus ochrogaster) входят в число этих немногочисленных видов.

Самцы желтобрюхих полевок, в отличие от большинства их родственников, не бросают самку после спаривания, а остаются с ней на весь период беременности и выращивания детенышей, помогая ей справиться с этой непростой задачей. Из-за этого самцы оставляют меньше потомства за один сезон размножения, но процент выживаемости детенышей заметно повышается.

Однако исследование, проведенное учеными из Университета Вирджинии (США) и опубликованное в журнале Hormones and Behavior, показало, что нормальное поведение желтобрюхих полевок сохраняется только при нормальном способе родов. Если же детеныши появлялись на свет путем кесарева сечения, то во взрослом возрасте они не образовывали моногамные пары и спаривались беспорядочно.

Ученые смогли скорректировать «неправильное» поведение полевок, вводя новорожденным детенышам порцию гормона окситоцина: такие детеныши вступали в моногамные отношения, становясь взрослыми, но все-таки у них сохранялись некоторые различия с «нормальными» детенышами по поведению и составу кишечной микрофлоры.

Результаты выглядят тревожными, особенно на фоне сообщений ВОЗ о стремительном росте числа кесаревых сечений: если в 1990 году его проводили только семи процентам рожениц, то в 2020-м уже каждый пятый ребенок появлялся на свет хирургическим путем.

Тем не менее авторы статьи призывают с осторожностью экстраполировать полученные данные на людей, социально моногамный, но биологически полигамный вид. Они подчеркивают, что потребуются дополнительные исследования, дабы окончательно прояснить связь между кесаревым сечением, гормональной терапией и поведением в более позднем возрасте, но уже сейчас можно сделать вывод, что если кесарево сечение, проводимое роженицам, и влияет на дальнейшее поведение ребенка, то явно не через смену формы размножения.