04.04.2023
11 697

Биологи заподозрили, что слоны одомашнили сами себя

4.8

Новая работа обнаружила у диких слонов целый ряд черт, характерных для одомашненных животных. На это указывают многие особенности их анатомии, физиологии, поведения и даже генетические адаптации. Таким образом, слоны оказались третьим — после людей и бонобо — видом, который может проходить через «самоодомашнивание».

©C. Roose, Flickr / Автор: Сергей Данилов

Одомашнивание животных вызывает глубокие изменения в их физиологии и поведении. Они становятся менее агрессивными, более социальными, инфантилизируются, сохраняя некоторые детские черты даже во взрослом возрасте, и тому подобное. Некоторые животные, такие как кошки, проходят этот процесс без прямого вмешательства человека и применения искусственного отбора.

По некоторым гипотезам, аналогичный процесс «самоодомашнивания» пережили сами люди. Многочисленные исследования показывают, что за последнюю сотню тысяч лет наши сообщества стали реже применять насилие, мозг уменьшился, черты лица стали тоньше, у взрослых перестали формироваться массивные надбровные дуги — все это может быть признаками самоодомашнивания. Те же процессы замечены у наших близких родственников бонобо (карликовые шимпанзе).

Еще одним видом в кратком списке «одомашнивших самих себя» оказались слоны. К такому выводу пришла международная группа ученых во главе с Лимором Равивом (Limor Raviv) из Института психолингвистики Общества Макса Планка, статья которых опубликована в журнале PNAS.

Используя данные прошлых исследований, ученые выделили 19 поведенческих, когнитивных и физиологических характеристик, которые характерны для людей, бонобо и слонов, но не для других животных. Как и мы, слоны выделяются высокой социальностью, они заботятся о потомстве других членов своей группы и «скорбят» по умершим. Кости их челюстей уменьшились. Также в ответ на социально сложные ситуации у этих млекопитающих подскакивает уровень кортизола («гормон стресса») в крови.

Далее биологи рассмотрели геном африканских саванных слонов (Loxodonta africana), выделив в нем 674 гена, которые в последние тысячи лет меняются у них особенно быстро. Также авторы работы сравнили ДНК 261 вида млекопитающих, идентифицировав среди них гены, изменения которых характерны для одомашненных видов. Сравнив два набора, удалось выяснить, что около 80 самых активно эволюционирующих генов слонов совпадают с «генами одомашнивания».

По мнению авторов работы, все это ясно указывает на процесс «самоодомашнивания», который проходят слоны, невзирая на свои редкие и ограниченные контакты с человеком. Причины и преимущества таких адаптаций пока плохо понятны.

Кроме того, многие специалисты скептически воспринимают сам термин «самоодомашнивание» (self-domestication). Он подразумевает приспособление к жизни бок о бок с людьми, в условиях созданной нами искусственной среды, тогда как в описываемом случае (как и для бонобо) мы можем иметь дело с более широким процессом, напрямую не связанным с влиянием человека. Однако слово «одомашнивание» сбивает с толку, некорректно отражая эти изменения.