Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
06.12.2022
4 642

Генетики помогли уточнить время одомашнивания кошек

5.5

Одомашнили ли люди кошку или она одомашнила человека — вопрос по-прежнему открытый. А вот когда именно своевольные мурлыки начали жить рядом с человеком, помогли уточнить генетики: оказалось, нашему хрупкому союзу уже как минимум десять тысяч лет.

Действительно ли кошки одомашнены, если они столь охотно гуляют сами по себе? / opethpainter, flickr.com

Разные домашние животные стали жить рядом с человеком в разное время: сначала люди одомашнили собак, затем настал черед свиней, овец и коз, потом — крупного рогатого скота и так далее. Долгое время считалось, что кошка начала жить рядом с человеком относительно поздно и это повлияло на ее «независимое» поведение, а также на то, как легко эти домашние питомцы дичают и начинают охотиться самостоятельно.

Однако новое исследование генетиков из Миссурийского университета (США) показало, что все не так просто: уже десять тысяч лет назад люди, жившие на землях Плодородного полумесяца на Ближнем Востоке, перешли к оседлому образу жизни и вместо того, чтобы промышлять охотой и собирательством, начали выращивать растения. Поскольку собранный урожай неминуемо привлекал множество голодных грызунов, земледельцам требовалась защита от вредителей — и эту услугу оказали им первые одомашненные кошки.

Чтобы уточнить время одомашнивания кошек, ученые собрали и проанализировали ДНК кошек в районе Плодородного полумесяца и вокруг него, а также в Европе, Азии и Африке, сравнив около 200 различных генетических маркеров. Особенно их интересовали микросателлиты — повторяющиеся участки ДНК, которые быстро накапливают мутации и отражают генетические изменения в популяциях кошек за последние сотни лет — и однонуклеотидные полиморфизмы, отражающие уже более древнюю историю возрастом в тысячелетия. Изучая и сравнивая данные по обоим маркерам, генетики смогли восстановить историю домашних кошек.

Оказалось, если лошадей и домашний скот люди одомашнивали неоднократно в разных частях мира, то кошки, судя по всему, были впервые одомашнены именно в Плодородном полумесяце, после чего последовали за людьми в их всесветном распространении. Теперь, конечно, генетический состав кошек в Западной Европе сильно отличается от такового на юге Азии, но все они, несмотря на долгую изоляцию и скрещивание с местными видами диких кошек, берут начало из одного корня.

Изучение генетики и происхождения кошек полезно не только с точки зрения уточнения человеческой истории. Так, например, многие генетические дефекты наблюдаются и у кошек, и у людей, поэтому результаты, полученные на этих животных, могут оказаться полезны для лечения человека — и наоборот. Например, сейчас ученые работают над способами лечения поликистоза почек, от которого страдают несколько миллионов людей и почти 38 процентов всех существующих персидских кошек.

Исследование опубликовано в журнале Heredity.