27.08.2021
3 352

Биологи заметили, что осьминоги могут бросаться друг в друга ракушками

5.2

Наблюдения за поведением осьминогов, живущих возле Австралии, показали, что самки нередко отгоняют слишком назойливых самцов, метая в них водоросли, ракушки или просто песок со дна.

©John Turnbull, Flickr

Видеозаписи, сделанные в море у берегов Австралии, показали, что осьминоги могут намеренно метать предметы в цель и часто даже попадают. В большинстве случаев такое поведение демонстрируют самки, и зачастую оно направлено на самцов, действующих слишком навязчиво. Об этом рассказывается в статье ученых из Сиднейского университета, представленной в открытой библиотеке препринтов bioRxiv.

Еще с 2015 года Питер Годфри-Смит (Peter Godfrey-Smith) и его коллеги следят за жизнью осьминогов Octopus tetricus в заливе Джервис на восточном побережье Австралии. Один из участков его дна очень удобен для устройства убежищ, и осьминоги собираются там в больших количествах. Как сообщает журнал New Scientist, это место даже носит неформальное название «Октополис» (Octopolis).

Установленные в «Октополисе» подводные видеокамеры зафиксировали множество видов поведения осьминогов: схватки, ухаживание и… метание предметов. Правда, происходит оно не совсем так, как у людей. Животное использует ракушку, водоросль или набирает мусор со дна, затем подносит к своему сифону и направляет на него поток воды, который уносит предмет прочь. Расстояние такого «броска» может достигать несколько длин тела самого осьминога.

Поначалу ученые считали, что это вполне обычное поведение, которое встречается при устройстве убежищ на дне или отбрасывании отходов пищи. Однако с годами, накопив больше видеозаписей, Годфри-Смит с коллегами удостоверились, что подобное метание направлено на конкретную цель и нередко ее достигает. Так, одно из наблюдений зафиксировало, как самка осьминога 10 раз подряд бросала предметы в соседа-самца, который перед этим пытался с ней спариться.

Таких случаев было замечено несколько, еще пару раз самцы распознавали намерения самки в момент, когда она «подбирала с пола» предмет, — и скрывались, не доводя дело до броска. Кроме того, ученые отметили, что при рытье убежищ животные используют два передних щупальца, а при метании — соседние с ними. Замечен также случай метания с использованием всего одного щупальца — примерно как мы бросаем тарелку-фрисби.

Авторы отмечают, что целенаправленное метание предметов до сих пор замечали лишь у некоторых высокоразвитых животных, таких как медведи или шимпанзе. Приматы могут использовать броски даже для охоты. Но действуют ли так осьминоги, пока не ясно. Ученые заметили два попадания ракушкой в рыбу, но минимум одно из них было случайным. Вполне возможно, что осьминоги прибегают к метанию чаще, чем кажется. В конце концов, способны же они использовать жалящие части медуз как ядовитое оружие.