Ученые: осьминоги используют жалящих медуз в качестве оружия — Naked Science
29.03.2017

Ученые: осьминоги используют жалящих медуз в качестве оружия

Семирукие осьминоги продемонстрировали удивительно «разумное» поведение: поедая части медуз, они сохраняют их жалящие органы, используя их для защиты и нападения.

octopus

Семирукий осьминог (Haliphron atlanticus) – один из самых крупных среди известных видов головоногих, способный вырастать до нескольких метров в длину и набирать массу до 75 кг. Назван он так потому, что одно из щупальцев у самцов видоизменено и используется лишь для оплодотворения, обычно скрываясь в специальном мешочке, отчего на вид у них, действительно, только семь конечностей. В статье, опубликованной журналом Scientific Reports, описывается и еще одна крайне необычная особенность этих «семиногов» – способность охотиться с использованием останков мертвых медуз.

Авторы отмечают, что глубоководный образ жизни, сложное поведение и скрытность головоногих делают их одними из наименее изученных жителей Мирового океана. Тем ценнее для науки наблюдения, которые проводятся в неволе. Так вышло и на этот раз, когда ученые Исследовательского центра при Аквариуме Монтерей Бей (MBARI) в Калифорнии, просматривая видеозаписи, заметили у семирукого осьминога странные желеобразные нити.

©MBARI

Они, очевидно, принадлежали медузе, на которых H. atlanticus иногда охотятся, – ученые наблюдали трех осьминогов за этим занятием, после чего те сохраняли останки медуз, удерживая их присосками. По свидетельству ученых, перед съедением медузы были разорваны на куски и затем проглочены, оставлены были лишь те части, где содержатся жалящие стрекающие клетки. Авторы считают, что такое поведение может иметь смысл, если допустить, что осьминоги затем используют их в качестве оружия для защиты от хищников или даже для собственной подводной охоты.

Такое вполне возможно, ведь головоногие отличаются довольно высокими «умственными» способностями, а тремоктопусы (Tremoctopus), невосприимчивые к токсину чрезвычайно ядовитого португальского кораблика, нередко используют их в качестве оружия. «Пользуются» медузами и некоторые другие головоногие.