12 июля
15 953

Биологи сравнили сон волков и собак

4.8

Ученым впервые удалось проследить за активностью мозга волков во сне и сравнить ее с тем, как спят собаки.

©Department of Ethology, Eötvös Loránd University

Одна из загадок физиологии сна — изменения, которые произошли с ним при переходе от жизни в дикой природе к «цивилизации». Такой переход совершили не только люди, но и одомашненные животные. Поэтому ученые пробуют сравнивать их сон со сном диких родственников. Этологам из Будапештского университета (Венгрия) удалось впервые провести такую работу на волках. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

На ночь люди устраиваются в домах — в тепле, сухости и безопасности, — чтобы, выспавшись, приступить к дневным делам. Такие условия редко встречаются в дикой природе, и наши предки спали при иных, более тревожных обстоятельствах. Это не могло не сказаться на режиме и характере самого сна. Скорее всего, современные люди спят иначе, чем в далеком прошлом. Чтобы выяснить, действительно ли это так и как именно изменился сон с развитием хозяйства, ученые обращаются к одомашненным животным, пережившим сходные перемены в условиях жизни.

Идея состоит в том, чтобы сопоставить физиологию сна у них и у диких родственников и найти разницу. С этой точки зрения самыми подходящими объектами выглядят собаки и волки — до сих пор весьма близкие животные, но давно ведущие совершенно разный образ жизни. Однако волки остаются дикими, и до сих пор никому не удавалось закрепить на них электроды для проведения электроэнцефалографии (ЭЭГ) и при этом поместить в такие условия, чтобы животное спокойно заснуло.

©Family Dog Project Research Group, Department of Ethology, Eötvös Loránd University

Недавно венгерским этологам во главе с Вивьен Рейхер (Vivien Reicher) впервые удалось проделать такую работу. Ученые воспользовались тем, что волки, выросшие среди людей, пусть и не обожают их, подобно собакам, но привыкают к человеческому присутствию и заботе и чувствуют себя вполне комфортно. Поэтому эксперименты ставили на семи волках, которых разводили в неволе. На коже головы животных закрепляли электроды ЭЭГ, чтобы проследить все фазы сна. Волки спали в присутствии своих смотрителей, которые успокаивали их, когда животные просыпались. Аналогичные данные собирали для собак такого же возраста, что и волки.

Записи волновой активности мозга показали, что волки переживают аналогичные «собачьим» стадии сна. Главным отличием оказалась продолжительность REM-фазы, которая у волков продолжается дольше, причем с возрастом эта разница усиливается. Напомним, во время ночного отдыха мозг млекопитающих проявляет разные виды активности, которые сменяют друг друга в определенном порядке, проходя через соответствующие фазы. Самые заметные из них — медленный и быстрый (REM-) сон. В ходе быстрого в мозгу наблюдаются частые колебания электрической активности, почти как при бодрствовании, даже глаза активно движутся под веками. Считается, что в этой фазе происходит консолидация памяти — переход важных переживаний из временного в длительное хранение.

К сожалению, объемы данных, которые удалось собрать авторам экспериментов, пока недостаточны, чтобы делать серьезные выводы о разнице в характере сна у диких и одомашненных животных, включая человека. Вивьен Рейхер и ее соавторы надеются, что их работа стимулирует коллег на аналогичные опыты и в скором будущем мы получим достаточно информации для лучшего понимания сна.