16.01.2023
4 295

Японские ученые открыли белок, повышающий силу мышечных сокращений

4.6

Миокин PDGF-B оказался фактором, который ускоряет созревание мышечных клеток и повышает силу сокращений уже зрелой ткани.

©Marvel Studios, Valhalla Motion Pictures, Universal Pictures / Автор: Артем Фомин

Японские биологи нашли сигнальную молекулу, которая выделяется мышечными клетками, стимулирует деление клеток-предшественниц и повышает работоспособность уже зрелых мышц. По-видимому, этот белковый фактор активно участвует в росте и восстановлении мускулов. Статья ученых из Токийского столичного университета опубликована в журнале Biochemical and Biophysical Research Communications.

Мышечные клетки производят и выделяют миокины — небольшие белки с широким спектром физиологических эффектов. Они могут подавлять или стимулировать рост мышечной ткани, активировать поглощение глюкозы, усиливать минерализацию костей и тому подобное. Команда профессора Ясуки Манабе (Yasuko Manabe) исследовала влияние малоизученного миокина PDGF-B (Platelet-Derived Growth Factor Subunit B, тромбоцитарный фактор роста, субъединица В).

©Tokyo Metropolitan University

Выделив белок, ученые обработали им культуру миобластов, предшественников зрелых мышечных клеток. Оказалось, PDGF-B стимулирует их рост и деление. Сходное действие он показал при экспериментах с более «взрослыми» мышечными трубочками. В присутствии PDGF-B они быстрее созревали и набирали большую толщину. Кроме того, у них активнее производился белок тяжелой цепи миозина — ключевой молекулы, которая позволяет мышцам сокращаться. Стимулирующее влияние PDGF-B подтвердили и прямые измерения: мышечные трубочки, обработанные этим миокином, сокращались сильнее, чем необработанные.

Таким образом, эксперименты показали, что этот небольшой белок вовлечен в рост, развитие и восстановление мышечной ткани. Возможно, в будущем это позволит создать новые препараты для лечения повреждений и атрофии мускулов и даже долгожданную «таблетку», эффекты которой смогут заменить физические нагрузки и регулярные посещения спортзала.