Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
26 сентября
Михаил Орлов

Бананы «привили» от грибковой инфекции

3.5

Грибок фузариум вызывает инфекцию бананов и многих других растений, которая остается большой проблемой сельского хозяйства. Чтобы исследовать механизмы защиты растений от этой инфекции, исследователи заразили бананы непатогенной разновидностью грибка, и это повысило их устойчивость.

Обследование инфицированных бананов
Обследование инфицированных бананов / © bananalink.org.uk

Многие грибки рода фузариум (Fusarium sp.) — причина опасных инфекций животных и растений. У растительных организмов, в том числе сельскохозяйственных культур — от злаков до подсолнечника и даже бананов, — из-за них развивается так называемое фузариозное увядание, которое может наносить большой ущерб посадкам и урожаю.

Особенно опасен грибок оказался для банановых плантаций. В прошлом веке эпидемия фузариоза угрожала существованию банана как сельскохозяйственной культуры на глобальном уровне.

В числе прочего пришлось отказаться от возделывания сорта Гро-Мишель, который, как считается, превосходил по вкусовым качествам сорта группы Кавендиш — именно они получили повсеместное распространение после той «пандемии бананов». Сегодня на такие сорта приходится более половины производства бананов и 95% их экспорта.

Однако на этом фузариум не остановился: в последние десятилетия он, а точнее — его штамм Tropical Race 4 (TR4), научился заражать прежде невосприимчивые бананы Кавендиш. Этим обеспокоены авторы новой статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

С целью изучить механизмы устойчивости они инокулировали (то есть заразили) бананы тем штаммов грибка, который не вызывает инфекций. Далее эти растения и группу контроля подвергли действию обычного Fusarium sp. Предварительно отработанные, «привитые» бананы демонстрировали признаки заболевания лишь в 20% случаев, в то время как в группе контроля их имели более половины.

Если порядок заражения был обратным (сначала патогенный штамм, затем — непатогенный), то защитный эффект пропадал.

Ученые выяснили, что на это не оказывают действия изменения состава почвы. Они также отметили, как при экспериментальных заражениях меняется экспрессия генов банана.

К сожалению, данная методика не подходит для использования на полях и в промышленных масштабах. Зато полученные с ее помощью результаты позволяют лучше понять, что делает одни растения устойчивыми к фузариозному увяданию, а другие — восприимчивыми к нему.