Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28 октября
Анна Новиковская

Ученые начали собирать стволовые клетки исчезающих видов птиц

5.0

Утеря биологического разнообразия в последние десятилетия достигла тревожных темпов, и с каждым годом из-за изменений климата и человеческой деятельности исчезают все новые и новые виды животных. Не имея возможности непосредственно их спасти, ученые предлагают по крайней мере сохранить их генетический материал — стволовые клетки, — чтобы наши потомки получили возможность восстановить однажды вымершие виды.

Гиацинтовых ара в природе осталось не больше шести с половиной тысяч: вид признан уязвимым / © earth.org

Около полутора тысяч видов птиц сегодня находятся в «красном» списке: количество самых многочисленных измеряется несколькими тысячами, самых малочисленных — всего несколькими особями. Уже 224 вида находятся на грани полного исчезновения: например, какапо, или совиных попугаев (Strigops habroptila), в мире осталось всего около 50 особей.

К сожалению, усилия защитников природы по спасению выживших птиц не всегда приводят к успеху: разрушение их среды обитания человеком не позволяет сформироваться жизнеспособной популяции, тогда как в условиях зоопарков размножаются далеко не все виды. Как итог, чтобы сохранить хотя бы генетическое разнообразие вымирающих видов, ученые привлекают новейшие технологии, в том числе индуцированные стволовые клетки, полученные из других типов клеток.

Исследователи под руководством Масафуми Катаямы (Masafumi Katayama) из Национального института экологических исследований (Япония) уже получили культуры индуцированных стволовых клеток нескольких видов исчезающих японских птиц, включая окинавского пастушка (Hypotaenidia okinawae) и рыбного филина (Bubo blakistoni).

Для этого им пришлось «перепрограммировать» обычные клетки животных, и хотя ученые использовали один и тот же метод получения стволовых клеток, характеристики «конечного продукта» несколько различались. Так, например, стволовые клетки японского подвида тундряной куропатки (Lagopus muta japonica) при введении развивающемуся куриному эмбриону (это делалось для проверки жизнеспособности полученных клеток) привели к образованию химерного эмбриона, тогда как клетки других видов птиц ничего подобного не вызвали.

Исчезающие виды и подвиды японских птиц, от которых получили культуры индуцированных стволовых клеток / © National Institute for Environmental Studies

Полученные стволовые клетки ценны не только для будущих исследований, но и как «макет» для оценки рисков инфекционных заболеваний и химического загрязнения на здоровье этих редких видов. Все культуры полностью жизнеспособны и могут дифференцироваться в различные типы клеток — от предшественников нейронов до предшественников клеток печени. Так что ученым предстоит еще немало работы по сбору и сохранению стволовых клеток как можно большего количества видов — бесценных следов исчезающих птиц.

Исследование опубликовано в журнале Communications Biology.