Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28 октября
Университет Лобачевского

В ННГУ научили иммуноглобулин А распознавать новые вирусы и бактерии

4.6

Биомедики Университета Лобачевского предложили способ улучшить терапевтические свойства препаратов иммуноглобулинов (антител) и «научить» иммуноглобулин А распознавать новые бактерии и вирусы.

В ННГУ научили иммуноглобулин А распознавать новые вирусы и бактерии / ©Getty images

Иммуноглобулины составляют первую линию защиты организма от патогенов. Они в большом количестве содержатся на слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и дыхательной систем, также IgA много в грудном молоке, слезном секрете и поте. Секреторный IgA может ограничивать доступ патогенов к слизистым оболочкам желудочно-кишечного тракта, предотвращая развитие инфекционных заболеваний и воспалительных процессов.

В ходе исследования ученые обрабатывали иммуноглобулиновые препараты модифицирующими веществами и проверяли, как они взаимодействуют с антигенами кишечной палочки, золотистого стафилококка, вирусными пептидами и опухолевыми антигенами. Кроме того, используя микрочипы с тысячами различных антигенов, ученые установили, что гем (железосодержащий небелковый компонент гемоглобина), железо (II) и кислая среда способны усилить защитные свойства иммуноглобулина.

С их помощью можно контролировать размножение патогенной микрофлоры в кишечнике. Если увеличить количество связываемых иммуноглобулинами чужеродных агентов, можно «нейтрализовать» больше патогенов. Например, модифицированный таким образом IgA в составе детского питания позволит дополнительно защитить от инфекций младенцев на искусственном вскармливании.

«Ранее наши коллеги из Болгарии и Франции опубликовали данные о возможности изменения свойств иммуноглобулинов классов G и E. На сегодняшний день известно, что модифицированный препарат иммуноглобулина G имеет терапевтическое действие во всех моделях сепсиса и асептического системного воспаления. Нами же было доказано, что сывороточные и секреторные иммуноглобулины класса А также можно “научить” связывать антигены, которые ранее они не распознавали», – рассказывает кандидат биологических наук, доцент кафедры молекулярной биологии и иммунологии Института биологии и биомедицины ННГУ имени Н. И. Лобачевского Екатерина Горшкова.

Сейчас биомедики ННГУ исследуют не только иммуноглобулин А, но и комплексный препарат со смесью иммуноглобулинов различных классов. В планах ученых – усовершенствовать его функционал: увеличить число связываемых антигенов и спектр реакций иммунитета.

«С помощью нашего метода можно модифицировать иммуноглобулиновые препараты. Прежде всего, улучшить их действие при кишечных инфекциях. Это не только расширит их применение, но и позволит снизить дозировки, а вместе с тем и количество нежелательных побочных реакций и затрат на лечение», – сообщает Екатерина Горшкова.

Исследования выполнены сотрудниками Института биологи и биомедицины ННГУ имени Н. И. Лобачевского, а также Института биологии и иммунологии репродукции и Института микробиологии имени Стефана Ангелова Болгарской академии наук. Результаты опубликованы в журналах Pharmacology и Immunobiology.