14 августа
Анна Новиковская
2 579

Ученые получили эмбрион мыши, используя стволовые клетки

5.5

Со школьной скамьи мы знаем, что для того, чтобы зародилась жизнь, требуются два вида клеток — яйцеклетка от матери и сперматозоид от отца. Теперь, похоже, от этой давней догмы придется отказаться: группе израильских ученых удалось получить эмбрион мыши из стволовых клеток.

Искусственный эмбрион: прорыв в науке, но настоящий «ящик Пандоры» в биоэтике / © phys.org

В 2021 году израильские исследователи уже потрясли мир, создав искусственную матку, в которой мышиные эмбрионы, полученные из спермы и яйцеклеток, прожили 11 дней (примерно половину от общего срока мышиной беременности).

Теперь та же группа ученых решила пойти дальше и вырастить эмбрионы не из оплодотворенных яйцеклеток, а из стволовых клеток мыши. Хотя большинство клеток погибли, так и не дав начало эмбриону, около 0,5% прожили до восьмого дня развития: у них уже билось сердце, имелся зачаток нервной системы и желточный мешок.

Хотя люди все еще очень далеки от создания искусственных человеческих эмбрионов, эти эксперименты — первые шаги на пути к будущему, в котором люди, желающие завести ребенка, смогут сделать это без риска для здоровья матери.

Каждый год более 300 тысяч женщин во всем мире умирают при родах или в результате осложнений во время беременности, при этом смерть может настигнуть роженицу как в бедной африканской деревушке, так и в лучшей клинике Европы или США.

Искусственная матка и развивающиеся мышиные эмбрионы

Некоторых философы считают, что создание искусственной матки позволит уравнять вклады отца и матери в рождение потомства и исправить изначальную несправедливость родительских ролей. Однако есть и те, кто считает, что создание искусственной матки может поставить под угрозу право женщин на аборт или привести к массовому производству «искусственных людей».

Одной из ключевых проблем при развитии этой технологии могут стать юридические проблемы: как следует относиться к «искусственному эмбриону», который в потенциале может превратиться в «искусственное живое существо»? Некоторые страны, например Австралия, заявляют, что «искусственные эмбрионы» стоит рассматривать наравне с естественными, тогда как США и Япония считают такие «эмбрионы» просто лабораторными образцами, поскольку с нынешним развитием технологий «искусственный эмбрион» еще не способен превратиться в новорожденного.

Еще одним «щекотливым» вопросом может стать вопрос источника стволовых клеток. В своей работе израильские ученые использовали стволовые клетки из мышиных эмбрионов, но потенциально для создания «искусственного эмбриона» возможно использовать индуцированные стволовые клетки, полученные, к примеру, из клеток кожи. В таком случае возможно будет создание «искусственных людей» из генетического материала донора крови, кожи или сетчатки глаза, и в таком случае новое существо будет клоном донора.

Хотя во многих странах мира клонирование человека находится под запретом, подобные исследования могут не только привести к созданию «искусственных людей», но и ликвидировать списки ожидания больных, нуждающихся в пересадке органов, спасти жизнь недоношенных детей и дать шанс женщинам иметь детей, не рискуя для этого собственным здоровьем. Задача же правительства — обеспечить законодательную базу для таких работ, чтобы технология, способная дарить жизнь, не была использована во вред.

Исследование опубликовано в журнале Cell.