27.04.2020
34 720

В раскаленной атмосфере далекой экзопланеты нашлись металлические облака

4.2

Новый спектрометр рассмотрел состав и циркуляции атмосферы «горячего Юпитера», заметив присутствие газообразного железа и других металлов.

©Sam Cabot, Yale University / Автор: Михаил Григорьев

Расположенная в более чем 450 световых годах от нас экзопланета MASCARA-2 относится к «горячим Юпитерам»: этот газовый гигант вращается в сотню раз ближе к своей звезде, чем Юпитер – к Солнцу (и в 25 раз ближе Земли). В результате ее атмосфера раскалена выше 1700 °С, – достаточно для того, чтобы расплавить большинство металлов.

К такому выводу пришла команда ученых под руководством профессора Дебры Фишер (Debra Fischer), которые изучили экзопланету с помощью нового спектрометра EXPRES, установленного на 4,3-метровом телескопе Lowell Discovery Telescope в Аризоне. О своей работе они рассказывают в статье, готовящейся к публикации в журнале Astronomy and Astrophysics. Коротко об этом сообщается в пресс-релизе Йельского университета.

Инструмент EXPRES предназначен для поиска экзопланет доплеровским методом, по их слабым изменениям в положении звезды, которые вызывает вращение близкой и массивной планеты. При этом в те моменты, пока планета проходит между ей и нами, часть излучения звезды поглощается ее атмосферой, позволяя получить ее спектр и выяснить состав.

В результате работы в атмосфере MASCARA-2 обнаружились газообразные металлы – «облака» железа, магния и хрома. При этом высокое разрешение спектрометра помогло рассмотреть разницу между атмосферой в «утренней» и «вечерней» сторонах газового гиганта. «Такие наблюдения показывают нам не только элементарный состав атмосферы, но и эффективность процессов циркуляции в ней», – говорят ученые.

Напомним, что ранее «облака» расплавленных силикатов и железа обнаруживались в атмосфере коричневого карлика PSO J318.5-22. Однако рекордсменом температуры можно назвать экзопланету KELT-9b, которая раскалена выше 4300 °С.