03.11.2015
Редакция Naked Science

Железные бури бушуют на далекой планете, потерявшей свою звезду

На лишенной материнской звезды планете замечена погода. И еще какая: облака расплавленного металла.

image_1450_2e-pso-j3185-22
©Wikipedia / Автор: Владимир Богданов

Объект PSO J318.5-22 был обнаружен в 2013 году, и лишь после некоторых дискуссий его отнесли к планетам-гигантам, а не к «полупланетам-полузвездам», коричневым карликам. Помимо размеров, на это могло указывать и отсутствие у PSO J318.5-22 звезды. Однако в итоге было решено, что это все-таки планета, газовый гигант вроде Юпитера, некогда рожденная близ звезды, но впоследствии выброшенная из материнской системы гравитацией соседей.

Одиночество планеты и позволило Бет Биллер (Beth Biller) и ее коллегам из Эдинбургского университета наблюдать ее, не ослепляясь сиянием близкой звезды. Внимательно следя за ее блеском, астрономы заметили, что за 5-10 часов он может меняться в пределах целых 10%. По мнению авторов, объясняться это может только погодой – бурей, похожей на Большое красное пятно Юпитера.

При этом, в отличие от Юпитера, который за миллиарды лет жизни успел заметно остыть, PSO J318.5-22 – планета молодая, и на ее поверхности температура составляет около 1100 Кельвин. На такой жаре местная погода мало похожа на нашу земную. «Там наверняка имеются облака из капель расплавленных силикатов и железа, – рассказывает Бет Биллер. – В сравнении с этим даже Венера выглядит милым местечком».

В России образуется от 3,5 до 8,5 миллионов тонн пластикового мусора в год, причем ожидается, что к 2025 году это количество удвоится. Из них вторично перерабатывается только 5-12 процентов, потому что процесс остается низкорентабельным, а первичное сырье — легкодоступным. Производители предпочитают использовать более простые, традиционные подходы, не используя вторичный пластик. Сегодня, когда экономика подходит к производству замкнутого цикла, возникает потребность в новых технологиях, которые можно внедрить в существующие промышленные цепочки. Ученые ПНИПУ разработали установку из отечественных комплектующих, с помощью которой можно экологичным способом получать различные виды топлива из пластиковых отходов. Технология позволит легко извлекать продукт, с которым производства уже умеют работать.