Астрономы открыли экзопланету горячее, чем большинство звезд — Naked Science

Астрономы открыли экзопланету горячее, чем большинство звезд

Обнаруженная недавно далекая планета KELT-9b оказалась раскалена почти как Солнце, хотя ее звезда – еще намного горячее.

pia21472_hires

Большинство звезд не так уж и раскалены. Эффективная температура поверхности у звезд спектральных классов F, G, K и M не превышает 7,5 тыс. Кельвин, и только представители классов В и О нагреты выше 10 тыс. Кельвин. Солнце – желтый карлик G-класса с эффективной температурой 5780 Кельвин. Тем более фантастической кажется температура экзопланеты, обнаруженной Скоттом Гауди (Scott Gaudi) во время работы в Лаборатории реактивного движения NASA – она достигает 4600 Кельвин (4328 °С). Находка была сделана в ходе наблюдений пары телескопов KELT, проведенных учеными в прошлом году.

Речь идет о дневной стороне планеты KELT-9b: расположенная крайне близко к своей звезде, она совершает полный годовой оборот всего за 1,48 земных суток, причем движется по орбите, почти перпендикулярной плоскости вращения звезды. Планета захвачена приливными силами звезды и развернута к ней всегда одной и той же стороной. По словам Скотта Гауди, это самая раскаленная из известных нам экзопланет. К тому же она еще и исключительно «рыхлая»: масса KELT-9b оценивается в 2,8 раза больше массы Юпитера, а плотность – вдвое ниже, чем у нашего газового гиганта. В общем, ничего хотя бы отдаленно подходящего для жизни, и виной тому – материнская звезда KELT-9.

KELT-9 (HD 195689) тоже весьма раскалена – это голубой гигант А-класса, примерно вдвое более крупный и горячий, чем Солнце (10170 Кельвин). Возраст его оценивается в 300 млн лет. В статье, опубликованной журналом Nature, астрономы пишут, что именно ее мощное излучение заставляет планету «раздуваться», как воздушный шарик. Ультрафиолет, непрерывно бомбардирующий планету, способен уносить из атмосферы такие количества вещества, что за ней вполне может формироваться хвост наподобие кометного.

Газовый гигант получает в 700 раз больше ультрафиолета, чем планета WASP-33b, которая до сих пор держала рекорд температуры. «KELT-9 испускает столько излучения, что однажды она может полностью испарить планету», – говорит один из авторов работы. Впрочем, скорее всего, судьба KELT-9b будет иной – тоже вполне невеселой. По оценкам астрономов, уже через пару сотен миллионов лет KELT-9 превратится в красного гиганта и раздуется, поглотив свою и без того горячую планету.

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.