11.08.2020

Под поверхностью карликовой Цереры нашелся соленый океан

5.8

Яркие пятна на поверхности Цереры оказались выбросами льда и минералов, поднятых из недр карликовой планеты, где скрывается обширный резервуар насыщенной солями жидкости.

©NASA, JPL-CalTech, UCLA, MPS, DLR, IDA

Крупнейший объект пояса астероидов — карликовая планета Церера — далек от образа неподвижного и мертвого куска камня. Там проявляют активность криовулканы, происходит смена сезонов, обнаруживаются и органические вещества, и просто сода (карбонат натрия). А новые данные подтвердили предположение о том, что под поверхностью Цереры скрывается целый океан жидкой, насыщенной той же содой воды. Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Еще в 2015 году на орбиту Цереры прибыл американский зонд Dawn, который провел съемку ее поверхности, уделив особое внимание большому ударному кратеру Оккатор. Уже тогда он заметил в центре светлые и блестящие участки, резко выделяющиеся на общем темном фоне, — смесь водного льда и соды. Возникли две версии их происхождения.

Во-первых, это мог быть материал, лежавший неглубоко под поверхностью, расплавленный и выбитый наверх ударом астероида, оставившего кратер. Однако возраст самого Оккатора оценивают примерно в 20 миллионов лет, тогда как возраст светлых отложений — в несколько миллионов. Поэтому ученые склонялись ко второй гипотезе, согласно которой вода и сода содержатся на большей глубине, в виде насыщенного жидкого раствора, и поднимаются к поверхности благодаря криовулканической активности.

Кратер Оккатор на снимке Dawn / ©NASA, JPL-CalTech, UCLA, MPS, DLR, IDA

Авторы новой работы провели дополнительный анализ данных, собранных Dawn позднее, когда он снижался над кратером Оккатор на высоту всего 35 километров и провел наблюдения с еще большим разрешением. Это, в частности, позволило зафиксировать слабые гравитационные аномалии, связанные с неравномерным распределением и плотностью породы в участках, над которыми двигался космический аппарат. Исходя из них, ученые показали, что под кратером действительно должен скрываться резервуар жидкости.

Этот раствор способен распространяться по трещинам в твердой коре Цереры и выбиваться на поверхность ударами астероидов, придавая карликовой планете неоднородное сложное строение, мало напоминающее неподвижный и мертвый кусок камня. На существование таких трещин указывает еще одна работа, опубликованная в Nature Astronomy. Наконец, третья статья, дополняющая эти выводы, сообщает, что в составе светлых выбросов на Церере обнаруживается и гидрогалит — гидратированный натриевый минерал, который на Земле встречается именно в перенасыщенных солью водоемах.