25.11.2022
Анна Новиковская
3 276

В марсианском кратере обнаружили органические соединения

5.5

Во время анализа пород кратера Езеро ученые нашли следы взаимодействия пород с жидкой водой и присутствия в марсианской земле органических соединений. Хотя последние не могут однозначно свидетельствовать о наличие на Марсе жизни (как сегодня, так и в прошлом), это подтверждает потенциальную пригодность Красной планеты для колонизации.

Вид на кратер Езеро / © NASA

В феврале 2021 года марсоход Perseverance начал свою миссию на Красной планете, приземлившись в кратере Езеро — древнем ударном кратере, в котором некогда располагалось обширное озеро. Особенно ученых интересовала дельта дренажной реки Езеро, в отложениях которой они надеялись найти следы марсианских микроорганизмов.

Однако уже на дне кратера подстерегали очередные загадки: вместо ожидаемых осадочных пород исследователи обнаружили вулканические породы, содержащие минералы, свидетельствующие о контакте с водой. Для их образования требовалось, чтобы вода взаимодействовала с остывшей магмой, вытачивая в ней полости и приводя к отложению растворенных солей на их стенках.

Солевые отложения нашли с помощью инструмента SHERLOC, установленного на роботизированной руке марсохода и оснащенного рамановским спектрометром. Именно SHERLOC обнаружил в солевых камерах внутри пород возможные органические соединения, хотя точно сказать, что это за соединения, нельзя. Любопытно, что, судя по данным SHERLOC, озеро кратера Езеро сначала было пресным, но потом содержание солей в нем значительно повысилось, и оно превратилось в миниатюрное море.

Пока все образцы, собранные Perseverance, хранятся в герметичных пробирках, которые марсоход возит с собой, но со временем он оставит их в хорошо заметном месте. В дальнейшем образцы соберут во время специальной космической миссии по доставке плодов миссии Perseverance на Землю, где ученые смогут изучить их в лаборатории.

Perseverance в кратере Езеро, где он провел уже больше года / © ru.wikipedia.org

Наличие органических соединений — химических веществ, основу которых составляет углерод — далеко не всегда говорит о присутствии живых существ. Органика способна образовываться и во время геохимических процессов: например, при высокотемпературном взаимодействии пород и воды может выделяться метан

Тем не менее ученые не теряют надежды выявить в подобных образцах следы древней марсианской жизни: это не только уточнит геологическую историю Красной планеты, но и позволит лучше оценить ее пригодность для колонизации человеком.

Исследование опубликовано в Science.