13.09.2021
7 133

Perseverance получил новые образцы марсианских минералов и обнаружил в них следы воды

4.7

Первые образцы вулканических пород, собранные в кратере Езеро, сохранили следы долгого пребывания на дне древнего озера.

На поверхности Рошетт видны два отверстия, оставленные буром
На поверхности Рошетт видны два отверстия, оставленные буром / ©NASA, JPL-Caltech

Одна из задач американского марсохода Perseverance — сбор образцов минералов с поверхности Красной планеты. Аппарат должен поместить их в герметичные капсулы и приготовить к визиту следующего аппарата, который впервые доставит вещество с Марса на Землю для всестороннего изучения. Первая попытка получить образец закончилась неудачей: как выяснилось, камень, получивший название Рубьон (Roubion), оказался слишком непрочным и рассыпался в процессе сверления.

Объекты кратера Езеро, где работает марсоход, именуются по топонимам Европы — как и он сам, названный в честь поселения в Боснии и Герцеговины. Далее Perseverance переместился к другому участку кратера, заинтересовавшему геологов, — камню Рошетт (Rochette). На прошлой неделе работающие с Perseverance ученые рассказали, что аппарат успешно получил первый образец его породы; он был назван Монтданье (Montdenier). А в пятницу пресс-служба NASA сообщила, что уже через пару дней из Рошетт был извлечен и успешно подготовлен второй образец — Монтаньяк (Montagnac).

Научный руководитель миссии Perseverance Кэти Морган (Katie Morgan) отметила, что в силу отсутствия на Марсе тектоники плит его поверхностные породы отличаются большой древностью и сохраняют следы миллиардов лет геологической истории Красной планеты. Камень Рошетт имеет вулканическое происхождение, и часть образцов удалось быстро проанализировать с помощью одного из научных инструментов марсохода — рентгеновского спектрометра PIXL.

В их составе обнаружили включения солей, что свидетельствует о длительном взаимодействии вулканической породы с водой. Считается, что в далеком прошлом кратер Езеро был озером и вода вместе с растворенными в ней веществами могла проникать в поры минералов. Много лет спустя, после пересыхания озера, вода понемногу испарилась и из камней, оставив включения соли. Лет через десять, когда образцы доставят на Землю, их можно будет исследовать более детально и всесторонне, проследив всю историю погибшего марсианского озера.