06.02.2023
1 761

Астрономы обнаружили экзопланету размером с Землю

5.3

У красного карлика в 72 световых годах от нас нашли планету практически земных размеров. При этом масса ее в разы больше, чем у Земли, что говорит об очень высокой плотности этого далекого и необычного мира.

©ESO, L. Calçada / Автор: Plinia Abito

Подавляющее большинство из тысяч экзопланет, известных на сегодня, намного крупнее нашей. Однако именно миры, похожие на Землю, представляют главный интерес, так как позволяют лучше понять процессы их образования и условия, которые делают такие планеты обитаемыми. В идеале они должны находиться не слишком далеко, чтобы их можно было проще рассмотреть, и у небольших звезд, чтобы чаще оборачиваться вокруг них, давая возможность собрать больше данных о транзите и узнать состав атмосферы.

Однако обнаруживать подобные миры достаточно сложно, и в пределах 100 световых лет от Солнца известно лишь 14 экзопланет диаметром менее 1,25 земного, причем семь из них находятся в одной системе — знаменитой TRAPPIST-1. Тем знаменательнее находка, о которой сообщила международная команда ученых во главе с Териюки Хирано (Teruyuki Hirano) из японского Центра астробиологии. Их статья готовится к публикации в The Astronomical Journal, а пока представлена в библиотеке препринтов arXiv.

Экзопланету K2-415b обнаружили в данных уже завершившего работу телескопа Kepler, а также аппарата TESS, который сменил первый аппарат на орбите. K2-415b вращается вокруг крошечного красного карлика, масса которого достигает лишь 16 процентов от массы Солнца, расположенного всего в 72 световых годах от нас. Размеры самой планеты почти совпадают с нашей — ее радиус оценивается в 1,015 земного. Однако на этом сходства, похоже, заканчиваются. Судя по имеющимся данным, масса K2-415b примерно втрое больше, чем у нашей планеты, а значит, ее плотность намного выше.

Кроме того, годовой оборот она совершает всего за четверо суток: с учетом слабого излучения звезды орбита проходит у самой внутренней границы «зоны обитаемости». Все это вряд ли позволяет надеяться, что на K2-415b может присутствовать какая-либо жизнь. Тем не менее обнаружение такой близкой к нам планеты земных размеров — несомненная удача, которая позволит лучше понять, как вообще появляются на свет подобные миры и как они эволюционируют. Скорее всего, у K2-415b есть даже атмосфера, изучение которой станет следующей задачей для астрономов.