06.02.2023
Анна Новиковская

Медики обнаружили ранее неизвестную связь между составом крови и болезнью Паркинсона

5.0

Международная группа ученых, исследовавшая влияние состава крови на различные психические заболевания, выявила ранее неизвестную генетическую связь между тромбоцитами и болезнью Паркинсона.

Болезнью Паркинсона обычно страдают люди пожилого возраста, но у некоторых она развивается раньше / © Shutterstock / Автор: Александр Литвинов

Различия в функциональных и физиологических свойствах клеток крови связаны с целым рядом неврологических и психических расстройств, включая шизофрению, рассеянный склероз и болезнь Паркинсона. Однако до сих пор исследователи не могли сказать, какова природа этой связи (генетическая или физиологическая) и что выступает следствием, а что — причиной.

Чтобы ответить на эти вопросы, международная группа ученых из Австралии, США и Дании проанализировала данные крупномасштабных генетических исследований и проверила генетические корреляции между 29 параметрами состава крови и 11 нейропсихическими расстройствами. Результаты исследования представлены в журнале Cell Genomics.

Анализы крови достаточно распространены (к примеру, их обязательно сдают во время ежегодного медосмотра), поэтому ученых давно интересует разработка надежных биомаркеров, по которым можно было бы судить о том, находится пациент «в зоне риска» определенной болезни или нет. Ранняя диагностика крайне важна для успешного лечения или хотя бы замедления дегенерации нервной ткани, что позволит человеку дольше оставаться относительно здоровым.

В новом исследовании ученые выявили сильную корреляцию нейропсихических расстройств с четырьмя параметрами состава крови: рассеянным склерозом, количеством лейкоцитов и количеством лимфоцитов; шизофренией и процентом моноцитов среди всех лейкоцитов; болезнью Паркинсона и шириной распределения тромбоцитов. Последнюю связь обнаружили впервые, и теперь, поскольку ширину распределения тромбоцитов определяют при обычном анализе крови, это может послужить хорошим биомаркером для ранней диагностики болезни Паркинсона.

Ученые также идентифицировали несколько функциональных генов и регуляторных элементов для конкретных параметров состава крови и нейропсихических заболеваний, некоторые из которых уже служат мишенями для разработанных лекарств. Теперь исследователям предстоит анализ и оценка еще незадействованных генов, так что результаты исследования помогут не только в ранней диагностике опасных нейродегенеративных заболеваний, но и в разработке новых эффективных лекарств.