28.10.2021
Ольга И.
16 422

Обнаружена черная дыра с кривым аккреционным диском

5.2

Международная команда астрофизиков выявила черную дыру, находящуюся в 9600 световых годах от Земли, в которой наблюдаются большие различия в яркости света вокруг нее. По мнению ученых, это вызвано огромным искривлением аккреционного диска дыры.

Обнаружена черная дыра с кривым аккреционным диском / ©Getty images / Автор: Михаил Григорьев

Речь идет о черной дыре MAXI J1820+070, находящейся в нашей Галактике, на расстоянии 9600 световых лет от Земли. Вспышку рентгеновского излучения выявили в 2018 году при помощи японского рентгеновского телескопа, установленного на борту МКС. Найденный объект представляет собой двойную систему, состоящую из звезды с малой массой и более компактного объекта — черной дыры. Последняя как минимум в восемь раз превышает массу Солнца. Это одна из самых ярких рентгеновских звездных систем из когда-либо наблюдавшихся.

Ученые из Южноафриканской космической обсерватории (ЮАР), Саутгемптонского университета (Великобритания) и Института астрофизики Парижа (Франция) подробно изучили кривую блеска, данные о которой собирали целый год при поддержке астрономов-любителей со всего мира. Свои выводы они представили в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Исследовательская группа создала визуализацию системы. И через три месяца после начала рентгеновской вспышки ученые зафиксировали огромную модуляцию, которая продолжалась в течение 17 часов. Изменялась яркость света (а на пике наблюдалось даже удвоение яркости), а вот в рентгеновском диапазоне никаких изменений не произошло. Квазипериодические видимые модуляции наблюдали и ранее, но столь серьезные — никогда.

Ученые считают, что огромный поток рентгеновского излучения, облучая аккреционный диск, вызвал его искривление. Это увеличило его площадь, а значит, и световой поток. Подобное астрономы уже наблюдали в рентгеновских бинарах с массивными звездами, а вот в системах с черной дырой и звездой малой массы — впервые.