На Байкале запускают уникальный глубоководный телескоп — Naked Science

На Байкале запускают уникальный глубоководный телескоп

6.1

Сегодня на озере Байкал проходит запуск самого большого в Северном полушарии глубоководного нейтринного телескопа Baikal Gigaton Volume Detector. С его помощью ученые смогут изучать эволюцию галактик и Вселенной.

Типовой элемент детектора телескопа / ©baikalgvd.jinr.ru

Телескоп Baikal Gigaton Volume Detector предоставит астрофизикам такие возможности, которых нет ни у гигантских наземных обсерваторий, ни у космических телескопов. Объем детектора Baikal-GVD равен кубическому километру, что делает его равным IceCube в Антарктиде — крупнейшему существующему до сих пор нейтринному телескопу.

Первая версия нейтринного байкальского телескопа была построена еще в 1990 году. Сегодняшняя модель — новая усовершенствованная версия, создание которой стартовало в 2015 году. В проекте участвовала международная команда инженеров, в том числе российские научные центры. Руководили строительством ОИЯИ (Дубна) и Объединенный институт ядреных исследований РАН (Москва).

Но почему ученые охотятся за нейтрино? Дело в том, что эти нейтральные частицы, не имеющие заряда, с малой массой и скоростью, близкой к световой, крайне слабо взаимодействуют с окружающим веществом. Этим и ценны. Благодаря таким свойствам, по мнению астрофизиков, частицы могут добираться до нашей планеты из недр галактик и экзотических звездных объектов, не претерпевая значительных изменений.

А это очень важно при наблюдении за далекими космическими телами и может рассказать достоверную историю о том, что происходило в нашем мироздании миллионы и даже миллиарды лет назад. Оптические же телескопы «страдают» искажениями, которые неизменно несет в себе природа света.

Устройство кубокилометрового детектора (цилиндр из вертикальных гирлянд) / ©baikalgvd.jinr.ru

Место дислокации телескопа тоже выбрали неслучайно. Ведь Байкал — самое большое и чистое озеро на Земле. А для ловли нейтрино как раз нужны большие объемы максимально прозрачного вещества, с которым они взаимодействуют. К тому же водные просторы озера и его удаленность помогут защитить аппарат от всевозможных фоновых процессов.

Телескоп состоит из системы глубоководных станций (гирлянд) и стальных тросов, прикрепленных ко дну озера при помощи якорей. В верхней части телескоп «крепится» при помощи поплавков (кухтылей), которые не позволяют ему опрокинуться. Аппарат включает в себя 36 оптических модулей, а также гидроакустические и четыре электронных модуля, которые обеспечивают электропитание, сбор данных, синхронизацию, управление и так далее.

Главные преимущества нового телескопа — физические характеристики рабочей среды, то есть льда Байкала. «Они позволяют восстанавливать события основного типа — сопровождаемые каскадами заряженных частиц с угловым разрешением порядка четырех градусов. При этом достигаемая точность в IceCube — примерно 10-15 градусов. Это значит, что угловое разрешение российского телескопа в несколько раз лучше, и появление телескопа с такими характеристиками открывает беспрецедентные возможности для исследований в области нейтринной астрофизики и астрономии высоких энергий», — сообщило РИА Новости.