10.04.2023

Физики разработали гибкие разворачивающиеся зеркала для космических телескопов

5.5

Напыление полимера на вращающуюся жидкость позволяет получать тонкую отражающую мембрану параболической формы. Для отправки на орбиту такое гибкое зеркало можно свернуть, а уже на месте снова развернуть и восстановить форму, получив большое зеркало для телескопа.

Будущие телескопы с гибкими зеркалами: взгляд художника
Будущие телескопы с гибкими зеркалами: взгляд художника / ©Sebastian Rabien, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics / Автор: Артем Фомин

Размеры телескопов напрямую влияют на их способности видеть дальше и больше деталей. Однако доставка больших зеркал в космос ограничивается доступными объемами на борту ракет-носителей. Поэтому самые масштабные из таких аппаратов, например телескоп James Webb, вынуждены использовать сложные, многосоставные зеркала, которые разворачиваются уже в космосе.

Себастьян Рабьен (Sebastian Rabien) из Института внеземной физики немецкого Общества имени Макса Планка продемонстрировал новый подход к решению этой проблемы. Технология использует гибкую отражающую мембрану, которая скручивается перед запуском, а добравшись до цели, разворачивается, образуя параболическое зеркало нужных размеров. О ней рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Applied Optics.

30-сантиметровое зеркало, созданное в лаборатории / ©Sebastian Rabien, Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics

Гибкое зеркало производится на опоре из вращающейся жидкости, образующей идеальную параболическую форму. На нее в вакууме с помощью осаждения из газовой фазы наносят тонкий слой молекул, которые тут же полимеризуются, образуя легкую отражающую мембрану. Ученые успешно испытали такой подход в лаборатории, получив небольшое зеркало диаметром в 30 сантиметров. При этом они уверены, что метод можно будет легко масштабировать, доведя отражающую поверхность до нужных размеров.

Гибкая мембрана сворачивается и складывается для удобства транспортировки. При развертывании она теряет идеальную параболическую форму, однако авторы исследования нашли способ ее восстановить. Для этого материал локально подогревается излучением в нужных участках и деформируется. Контролируя такое воздействие, можно возвращать гибкому зеркалу ровную параболическую поверхность.