16.11.2020
2 935

Астрономы реконструировали полную историю слияний Млечного Пути с соседями

5.8

Движения звездных скоплений вокруг Млечного Пути показали, что за свою историю наша Галактика поглотила пять крупных соседок, а первой жертвой стала таинственная галактика Кракен.

©NASA, ESA, STScI

На протяжении миллиардов лет Млечный Путь множество раз сближался с другими галактиками и немало из них поглотил. Дидерику Круйссену (Diederik Kruijssen) и его коллегам из Германии и Великобритании удалось реконструировать самую детальную историю этих слияний и поглощений, обнаружив одно из первых таких событий, прежде неизвестное ученым. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Астрономы рассмотрели соседние с Млечным Путем шаровые скопления — довольно компактные и плотные группы, содержащие обычно от 100 тысяч до миллиона старых звезд. Они считаются останками эпохи молодой Вселенной, и у нашей Галактики таких сателлитов известно около полутора сотен: некоторые — сильно деформированные гравитацией и превратившиеся в вытянутые потоки.

Ученые установили их орбиты и формы по астрометрическим данным, которые были получены космическим телескопом Gaia. Исходя из этих цифр, авторы работы смоделировали движения скоплений вокруг Млечного Пути с помощью нейронной сети. Это позволило реконструировать их эволюцию начиная с момента появления и до будущей гибели. Обнаружилось, что некоторые шаровые скопления можно объединить в группы, связанные общим происхождением.

История важнейших слияний и поглощений галактик, пережитых Млечным Путем / ©Kruijssen et al., 2020

Таких групп, возникших при слиянии Млечного Пути с соседними галактиками, ученые насчитали пять. Каждая из них соответствует сближению с одной довольно крупной (содержавшей более 100 миллионов звезд) галактикой, произошедшему между шестью и 11 миллиардами лет назад. Четыре из этих слияний были известны из прошлых работ: они оставили по себе скопления и потоки Гайя-Энцелад, Хелми, Секвойя, а также карликовую галактику в Стрельце. Пятое событие прежде было незнакомым, на него указали сравнительно недавно обнаруженные тусклые скопления.

По оценкам астрономов, это слияние намного старше прочих, а самой погибшей галактике они дали название Кракен (Kraken). «Столкновение с Кракеном было, возможно, самым главным из всех, что пережил Млечный Путь, — говорит Круйссен. — До сих пор древнейшим считалось сближение с Гайей-Энцеладом, но Кракен случился еще 11 миллиардов лет назад, когда Млечный Путь был вчетверо легче. В результате столкновение полностью преобразило Галактику».