26.07.2021
3 399

Астрономы получили первые четкие снимки диска газа и пыли у далекой экзопланеты

5.5

Радиотелескопы провели наблюдения за околопланетным диском газового гиганта PDS 70c — скоплением газа и пыли, где рождаются его будущие спутники.

Околопланетный диск вокруг PDS 70c на снимке ALMA
Околопланетный диск вокруг PDS 70c на снимке ALMA / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); Benisty et al., 2021

Два года назад астрономы, работающие на массиве радиотелескопов ALMA, получили первые снимки околопланетного диска далекой экзопланеты PDS 70c. Это молодой, еще не полностью сформировавшийся газовый гигант, расположенный на расстоянии около 370 световых лет. И недавно с помощью ALMA удалось получить более детальные изображения его диска — газа, пыли и обломков, скопившихся на орбите вокруг юной планеты. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

«В нашей работе представлено четкое обнаружение диска, в котором может идти образование спутников, — говорит Мириам Бенисти (Myriam Benisty), одна из авторов работы. — Изображения ALMA получены с таким большим разрешением. Мы можем ясно определить, что диск связан с планетой, и впервые оценить его размеры». По ее словам, прошлые наблюдения не позволяли однозначно отделить диск от окружающего фона.

Экзопланета находится у молодой переменной звезды PDS 70 в созвездии Центавра. Ее две экзопланеты открыли в 2018 и 2019 годах, они также чрезвычайно молоды и оба относятся к классу газовых гигантов, подобно нашим Сатурну и Юпитеру.

Слева — система PDS 70 (звезду окружает сохранившийся протопланетный диск); справа — увеличенный фрагмент: планета PDS 70с и ее околопланетный диск / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); Benisty et al., 2021

Новые данные ALMA показали, что околопланетный диск PDS 70c тянется на расстояние до 1,2 астрономической единицы (среднего расстояния от Земли до Солнца) и содержит достаточно вещества для формирования трех спутников размерами с нашу Луну. Заодно ученым удалось рассмотреть соседнюю планету PDS 70b — в отличие от PDS 70с, у нее никакого диска не обнаружили. Скорее всего, большую часть вещества с орбиты PDS 70b была перетянута более крупной соседкой.