Мыши оказались способны контролировать содержание дофамина в мозге — Naked Science

Мыши оказались способны контролировать содержание дофамина в мозге

4.7

Дофамин стимулирует активные действия и, как показали эксперименты на мышах, вбрасывается в мозг регулярными импульсами, частоту и силу которых животные даже могут менять.

©University of Minnesota

Дофамин нередко называют «гормоном удовольствия». Действительно, этот нейротрансмиттер играет ключевую роль в работе внутренней системы вознаграждения мозга, стимулируя поисковое поведение, мотивацию, участвуя в реализации когнитивных функций. Еще несколько десятилетий назад ученые предположили, что и в отсутствие награды или во время ее ожидания дофамин периодически выбрасывается, создавая мотивацию для активных действий.

Подтвердить эту гипотезу удалось ученым из Калифорнийского университета в Сан-Диего во главе с профессором Дэвидом Кляйнфелдом (David Kleinfeld). Проведя лабораторные эксперименты на мышах, они показали, что концентрация дофамина меняется быстрыми волнами, и при простейшей тренировке животные быстро учатся ее регулировать. Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Графическая схема эксперимента / ©Julia Kuhl

Используя оптические датчики внесинаптического дофамина в коре головного мозг мыши, авторы выяснили, что он появляется пиками, с частотой около 0,01 в секунду. Более того, животные легко обучались менять частоту и амплитуду этих пиков, а также общий уровень дофамина. Для этого ученые сконструировали установку, которая отслеживала количество дофамина в коре грызунов и каждый раз, когда то достигало нужного уровня, выдавала награду — каплю сладкой воды.

Обучение проводили несколько дней, в течение часа, однако уже на второй день мыши смогли легко увеличить частоту и уровень дофаминовых импульсов в мозге. При отмене награды они так же быстро возвращались к прежнему состоянию. Авторы считают, что подобные импульсы служат одним из важных внутренних элементов формирования мотивации и планирования поведения.