Астрономы подтвердили наличие планеты земного типа возле красного карлика Gliese 1151 — Naked Science

Новые наблюдения подтверждают существование планеты Gliese 1151b, до сих пор замеченной лишь в радиоволнах, и позволяют взять их на вооружение при поиске новых экзопланет.

©Danielle Futselaar, Artsource.nl

Небольшие и тусклые красные карлики — весьма распространенный вид звезд, и расположенные достаточно близко к ним планеты даже могут быть потенциально обитаемыми. Красный карлик Gliese 1151 находится в 26 световых годах, в созвездии Большой Медведицы, и около года назад ученые заметили, что от него регистрируется необычный радиоволновый сигнал на частоте 150 мегагерц с круговой поляризацией.

Уже тогда астрономы связали это с присутствием компактной планеты, расположенной на низкой орбите с периодом обращения не более пяти суток. Согласно предложенной модели, экзотический сигнал создает взаимодействие планеты с исходящим от Gliese 1151 потоком заряженных частиц — звездным ветром. Словно плывущее по реке судно, планета вызывает в этом потоке волны, которые приносят дополнительную энергию обратно к звезде, нагревая ближний участок ее хромосферы. Нагретый участок, перемещаясь следом за вращающейся планетой, и может приводить к появлению замеченного сигнала.

Однако, чтобы окончательно подтвердить эти рассуждения, требовалось доказать существование планеты Gliese 1151b другими, классическими методами. Один из них, доплеровский — по слабым колебаниям положения звезды, вызванным притяжением вращающейся рядом планеты — использовали авторы новой работы. Ее результаты представлены в статье, принятой к публикации в The Astrophysical Journal Letters.

Суврат Махадеван (Suvrath Mahadevan) и его коллеги провели наблюдения с помощью наземных телескопов, а также космического аппарата TESS. Они подтвердили присутствие планеты, которая совершает полный оборот вокруг Gliese 1151 за 2,02 суток и имеет массу около 2,5 массы Земли. По словам ученых, работа позволяет окончательно взять на вооружение низкочастотные радиоволны в качестве нового инструмента для обнаружения экзопланет и изучения их характеристик.