Возле центра нашей Галактики обнаружили сверхновую редкого типа — Naked Science

Возле центра нашей Галактики обнаружили сверхновую редкого типа

5.5

Спектральные характеристики сверхновой Sgr A East, расположенной неподалеку от центра Млечного пути, указывают, что она относится к весьма редкому типу Iax, вспышки которых ведут к появлению «зомби»-звезд.

Sgr A East в рентгеновском и радиодиапазонах
Sgr A East в рентгеновском и радиодиапазонах / ©Zhou et al., 2021

Космический рентгеновский телескоп Chandra наблюдал сверхновую Sgr A East, которая находится в непосредственной близости от центра Млечного Пути. Судя по его данным, она относится к весьма редкому типу сверхновых Iax, которые начинаются взрывом белого карлика и оставляют после себя звезды-«зомби». Об этом сообщается в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal; коротко о работе рассказывается в пресс-релизе NASA.

Сверхновые разделяют на два класса: первые вспыхивают в двойных системах с участием белого карлика, вторые — при гравитационном коллапсе массивных звезд. Самый изученный и распространенный тип сверхновых Ia возникает при перетягивании карликом вещества соседней звезды. Набрав массу выше определенного предела, он взрывается практически без остатка.

Однако уже в XXI веке был описан более редкий вариант Iax. Эти сверхновые вспыхивают и гаснут куда быстрее Ia, и после термоядерного взрыва белый карлик частично сохраняется. Приобретя большую скорость, он уносится прочь, как звезда-«зомби», одиноко блуждающая по Галактике. Энергия сверхновых Iax меньше, чем у «обычных» Ia, их яркость и скорость разлета останков ниже, и в результате образуется другой набор тяжелых элементов, чем у Ia.

На снимке Sgr A East указаны останки самой сверхновой и близкий к ней центр Млечного пути (Sgr A*) / ©Zhou et al., 2021

Именно это обнаружил телескоп Chandra, наблюдая сверхновую Sgr A East в рентгеновском диапазоне на протяжении 35 дней. «Нам уже были известны сверхновые типа Iax в других галактиках, но ни одной в Млечном Пути», — отмечает Пин Чжоу (Ping Zhou), один из авторов работы. «Эти останки сверхновой появляются на многих снимках центральной сверхмассивной черной дыры нашей Галактики, полученных в последние десятилетия, — добавляет его соавтор Чжи-Юань Ли (Zhiyuan Li). — Теперь мы, наконец, выяснили, что это за объект и как он появился».

Судя по наблюдениям далеких галактик, сверхновые Iax встречаются примерно втрое реже, чем Ia. В Млечном Пути известно три сверхновых Ia (и еще пара кандидатов), так что наличие одной Iax выглядит вполне достоверным. Если новые наблюдения подтвердятся, Sgr A East станет ближайшей к нам известной сверхновой этого редкого типа — и где-то неподалеку должна быть ближайшая звезда-«зомби», оставленная взрывом.