Ольга И.
5 020

Астрономы назвали маркеры высокоразвитых внеземных цивилизаций

5.1

Ученые из США предложили использовать некоторые фторированные молекулы в качестве признаков внеземного разума.

Астрономы назвали маркеры высокоразвитых внеземных цивилизаций
Астрономы назвали маркеры высокоразвитых внеземных цивилизаций / © Getty imeges / Автор: Plinia Abito

Основные маркеры наличия жизни земного типа на экзопланетах известны — это кислород, озон, вода, метан и углекислый газ. С признаками высокоразвитых цивилизаций все сложнее, ведь здесь мы имеем дело не только с биологическими, но и техногенными соединениями.

Обычно такие цивилизации ищут путем отслеживания радиосигналов, однако со времени создания знаменитого проекта SETI в 1959 году никаких значимых результатов (исключая пресловутый сигнал WOW!) ученые не обнаружили. Кроме того, в рамках проекта исследователи сами посылают радиосигналы в космос, что может быть небезопасно (если привлечет недружественные цивилизации), поэтому деятельность SETI критикуют.

Астрономы из Массачусетского технологического института (США) решили зайти с другой стороны и предложили искать внеземной разум по маркерам техногенного загрязнения атмосферы экзопланет. Выводы своей работы они представили в журнале Scientific Reports.

По мнению ученых, технологические цивилизации следует искать, изучая химические вещества, не созданные жизнью как таковой. В частности, команда предложила идентифицировать внеземные цивилизации через такие соединения, как трифторид азота (NF3) и гексафторид серы (SF6). Ведь известно, что земная жизнь не производит никаких молекул с N-F- или S-F-связями и не образует полностью фторированных молекул ни с одним элементом. Это означает, что трифторид азота и гексафторид серы могут быть получены только искусственным путем.

Такие газы — побочный продукт загрязнения атмосферы, их количество на нашей планете после начала промышленной революции резко и многократно возросло (с почти полного отсутствия; такие газы, возможно, могут выделяться в незначительном количестве только при извержении вулканов). Кроме того, эти соединения не только специфичны для промышленных процессов, но и обладают уникальными спектральными характеристиками — их довольно легко выявить в атмосфере других планет (они очень плохо растворяются в воде и долго живут).

Фактически у нового подхода только два минуса. Он требует высокочувствительных телескопов, поскольку эти вещества-загрязнители составляют намного меньшую долю атмосферы, чем углекислый газ или кислород.

Наконец, ученые исходят из предположения, что техногенные цивилизации будут образовывать такие молекулы на протяжении не считанных веков промышленной революции, но и по ее завершении — в противном случае концентрация этих газов в атмосфере быстро упадет. Действительно ли земная цивилизация будет производить их хотя бы через тысячу лет — на сегодня вопрос не вполне ясный.