06.11.2023
Дарья Г.
5 811

Астрономы нашли «спрятавшиеся» квазары

4.3

Разные по характеристикам квазары на самом деле представляют разные этапы эволюции этих ярких объектов. Причем, несмотря на свою яркость, множество из них умудряется «прятаться» от астрономов.

Плотный пылевой «бублик», который, как считают астрономы, окружает многие сверхмассивные черные дыры и их аккреционные диски. В представлении художника / © Durham University / Автор: Ольга Кузьмина

Квазары — активно поглощающие материю ядра некоторых галактик. Такое поглощение происходит за счет быстрого роста сверхмассивной черной дыры в их центре. Порой эти необычайно яркие объекты почти полностью скрыты от взора астрономов плотными облаками пыли и газа.

Считалось, что заслонить это сильное излучение может лишь плотный «бублик» из пыли и газа, окружающий квазар и его аккреционный диск — пылевой тор. Но авторы новой работы, опубликованной в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, утверждают, что огромную роль в «затемнении» квазара может играть его галактика.

Группа ученых из Даремского университета (Великобритания) нашла доказательства, что некоторые галактики полностью заслоняют свои квазары. Исследователи сопоставили данные по 578 очень «пыльным» инфракрасным квазарам с красным смещением z ≈ 1-3. Сравнивали степень «затмения» со скоростью формирования звезд, размером и плотностью их галактик.

Астрономы обнаружили, что большинство этих «пыльных» квазаров находятся в очень «компактных» и активно образующих новые звезды галактиках диаметром не более трех тысяч световых лет.

Иллюстрация источников «затмения» квазаров. Темно-синие «облачка» иллюстрируют плотные слои пыли и газа — пылевой тор квазара. Голубые «облачка» — пыль и газ галактики, в которой идет звездообразование. Чем больше пыли и газа, тем ярче цвет, тем сильнее «затмение» квазара / © Durham University

При скорости звездообразования до 300 звезд размером с Солнце в год степень «затмения» квазара остается неизменной, а потом начинает резко расти.

По оценке группы, от 10% до 30% квазаров в галактиках со звездообразованием от 300 «солнц» в год «затемнены» исключительно пылью и газом в самой галактике, а не тем, что находится в торообразной структуре, плотно окружающей активное ядро.

Причем этот эффект возникает лишь там, где квазар переживает этап активного роста. Отсюда ученые делают вывод, что, вероятно, подвиды квазаров представляют собой не разные по происхождению или другим параметрам объекты, а разные этапы эволюции одних и тех же объектов.

Изучение подобных «скрытых» квазаров поможет ученым разобраться во взаимосвязях этих ярких объектов и окружающих их галактик.