15.06.2020
2 115

Коричневый карлик в Плеядах оказался двойным

4.7

У одного из коричневых карликов в скоплении Плеяды астрономы обнаружили партнера — коричневого карлика поменьше, совершающего полный оборот вокруг него всего за 70 дней.

©Sci-News.com, NASA, ESA, AURA, Caltech

Рассеянное скопление Плеяды включает семь особенно ярких и легкоразличимых светил, благодаря которым его называют иногда «Семь сестер». Современные инструменты различают в нем более 800 звезд. Кроме того, сравнительная молодость и яркость скопления, а также небольшое расстояние до него (около 440 световых лет) позволили обнаружить в Плеядах и несколько десятков коричневых карликов — объектов, занимающих промежуточное положение между звездами и гигантскими планетами.

Одним из них стал коричневый карлик Roque 12, открытый шведскими астрономами в 1998 году. Он имеет массу около 63 масс Юпитера, относится к спектральному классу М7.5 и гравитационно не связан ни с одной звездой, двигаясь по скоплению самостоятельно. Однако, судя по новым данным, у Roque 12 имеется полноправный партнер — второй коричневый карлик либо планета-гигант. Об этом сообщается в статье, готовящейся к публикации в Open Journal of Astrophysics.

Алекс Шольц (Aleks Scholz) из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии и его соавторы анализировали архивные данные наблюдений, заметив, что еще в 2002 году пара телескопов испанской обсерватории Калар-Альто зафиксировала затмение Roque 12, которое продлилось около 1,3 часа. Оно-то и выдало присутствие второго объекта, движущегося по невысокой и сильно вытянутой орбите с периодом менее 70 дней.

По оценкам ученых, масса компаньона Roque 12 может составлять от 10 до 42 масс Юпитера, так что, скорее всего, это тоже коричневый карлик (нижняя граница их массы обычно оценивается в 13-14 масс Юпитера, хотя существуют и другие мнения), при этом сохраняется вероятность и гигантской планеты. Так или иначе Roque 12 оказался весьма редкой двойной системой с коричневым карликом и, по словам авторов, единственной, участники которой движутся по таким близким и вытянутым орбитам.