16 января
5 712

Активные ядра галактик оказались еще мощнее, чем считалось до сих пор

4.7

Астрономы обнаружили, что излучение, исходящее из активных центров галактик, затемняется окружающей пылью намного сильнее, чем думали прежде. Значит, мы недооценивали и силу самого излучения, которое создается веществом вокруг сверхмассивных черных дыр.

©Peter Harrington

Активные ядра галактик с их сверхмассивными черными дырами, поглощающими окружающую материю, — пожалуй, самые мощные стабильные источники энергии во Вселенной. Некоторые из них излучают намного больше, чем все звезды их галактик, вместе взятые. И все равно их силу мы недооцениваем. К такому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Мартин Гаскелл (Martin Gaskell) и его коллеги из Калифорнийского университета в Санта-Крузе исследовали активное ядро галактики NGC 5548, которое расположено почти в 250 миллионах световых лет от нас и содержит сверхмассивную черную дыру массой около 65 миллионов солнечных масс. Окруженная большим облаком пыли, она выглядит более тусклой и красноватой, подобно Солнцу во время заката.

Степени затемнения и «покраснения» излучения взаимосвязаны и зависят от количества и плотности пыли. Но если для закатного Солнца их можно установить, зная исходные характеристики его излучения, то для далеких черных дыр такие оценки сильно затруднены. Существуют лишь модели, которые предсказывают, как влияет пыль на их излучение в разных диапазонах волн.

Поэтому Гаскелл с соавторами использовал сразу семь различных методов для расчетов кривой покраснения излучения, исходящего от центра NGC 5548, а следовательно — и его затемнения. Во всех случаях ученые получили хорошо согласующиеся друг с другом результаты. При этом степень затемнения оказалась куда выше, чем считалось до сих пор, на основе данных о количестве пыли в нашем непосредственном космическом окружении.

Особенно заметно это проявляется в дальней ультрафиолетовой области излучения, интенсивность которого падает на порядок. По словам ученых, NGC 5548 — довольно типичный представитель активных ядер галактик. Если мы недооцениваем силу их затемнения окружающей пылью, то недооцениваем и мощность излучения, исходящего от таких объектов.