Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
16 января
Анна Новиковская

Химики предложили использовать рамановскую спектроскопию для контроля качества пива

5.5

Бактерии, вызывающие порчу пива, доставляют немало проблем изготовителям этого напитка. Теперь китайские исследователи предложили быстрый способ обнаружения вредных микроорганизмов в режиме реального времени и на всем протяжении процесса пивоварения.

Чтобы пиво было вкусным, требуется не допустить попадания в него ненужных микробов / © Unsplash/CC0 Public Domain

Люди на протяжении тысячелетий используют молочнокислые бактерии для изготовления различных продуктов питания — от сыра и йогурта до квашеной капусты и засоленных огурцов. Но не везде эти микроорганизмы приносят пользу: при попадании в пиво они вызывают его порчу, нанося многомиллионные убытки производителям этого напитка по всему миру.

Даже небольшое количество бактерий, попавших в пиво — к примеру, при добавлении зараженных ими дрожжей, — приводит к значительному росту концентраций молочной кислоты и диацетила. Как итог, открыв запечатанную бутылку, потребитель в лучшем случае ощутит легкий кисловатый привкус, а в худшем получит пищевое отравление.

Традиционные методы обнаружения молочнокислых бактерий требуют много времени и не обеспечивают постоянный контроль качества напитка в процессе пивоварения. Перспективный способ решить проблему — применить рамановскую спектроскопию. Однако и у нее есть недостаток: плохое соотношение сигнала и шума, что затрудняет точную идентификацию обнаруженного микроорганизма.

Чтобы исправить этот недостаток, китайские исследователи предложили использовать технологию рамановской спектроскопии с усилением поверхности (surface-enhanced Raman spectroscopy, SERS), которая отличается большей чувствительностью. Для этого они усовершенствовали существующий метод изготовления необходимых для спектроскопии наночастиц серебра, что позволило быстро и стабильно идентифицировать несколько видов бактерий, вызывающих порчу пива.

Метод успешно оправдал себя в лабораторных испытаниях, помогая выявлять даже небольшое количество микроорганизмов, смешанных с чистым пивом, а точность идентификации микроорганизмов при использовании машинного обучения превысила 90 процентов.

Теперь этот быстрый и относительно недорогой способ контроля качества можно применять в промышленном пивоварении: не занимая много времени, он позволит контролировать качество продукта на всех стадиях производства и не допустить попадания вредных микроорганизмов в запечатанную бутылку.

Исследование опубликовано в журнале Analytical Methods.