29.12.2021
6 482

Яйца вшей раскрыли подробности о южноамериканских мумиях

4.6

Международная группа ученых обнаружила, что дезоксирибонуклеиновую кислоту можно извлечь из клея, который используют вши для того, чтобы прикреплять к волосам человека свои яйца — гниды. И этот метод может стать хорошей альтернативой прямой пробы ДНК для изучения древних мумий.

Мумия из Аргентины / ©phys.org

Ученые из Южной и Северной Америки сегодня столкнулись с тем, что не могут изучать древние мумии коренных жителей. Ведь те считают, что они тревожат память предков. Отбор проб для анализа ДНК в самом деле довольно разрушителен для мумии, так как их берут с внутренней стороны черепа и из зубов: это может сказаться и на научных результатах.

При этом у большинства людей тысячи лет назад были головные вши. Именно на них обратила внимание команда ученых из университетов Копенгагенского (Дания), Рединга, Бангорского (Великобритания), Сан-Хуана (Аргентина) и других научных организаций.

Точнее, даже не на них, а на клей, при помощи которого насекомые приклеивают гниды к волосам человека. Из него ученые и извлекли ДНК. Образцы принадлежат мумифицированным останкам из Аргентины возрастом 1500-2000 лет, а также древнему народу дживароа из амазонского Эквадора. Помимо этого, их извлекали из текстиля мумий из Чили.

Выяснилось, что такой анализ даже лучше, чем многие другие методы. Клей гнид содержал столько же ДНК, что и зубы, вдвое больше, чем костные останки, и в четыре раза больше, нежели кровь из вшей мумий более позднего периода.

Анализ дезоксирибонуклеиновой кислоты клея гнид рассказал ученым о половой принадлежности мумий и генетической связи между тремя из них и людьми из Амазонии, жившими там 2000 лет назад. Кроме того, они узнали, что все изученные останки принадлежат к основателям митохондриальных линий в Южной Америке.

Морфологический анализ яиц, в свою очередь, показал, что все умершие, вероятно, подвергались чрезвычайно низким температурам в момент смерти (что, видимо, и послужило одной из ее причин). На это указывает очень маленький зазор между кожей головы и местом крепления гнид на стержне волоса: в холодных условиях вши стараются держать яйца в тепле, поэтому откладывают их ближе к коже. Работа опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.