08.12.2022
Анна Новиковская

Первый урожай риса собрали еще 10 тысяч лет назад

4.5

Чтобы собирать рисовые зерна, древним жителям Юго-Восточной Азии требовались специальные орудия труда. Именно образцы таких орудий обнаружили китайские ученые в долине реки Янцзы, что можно считать первым надежным свидетельством сбора рисового урожая около 10 тысяч лет назад.

Современный рис не сбрасывает спелые зерна, в отличие от дикого / © ru.wikipedia.org

Дикий рис отличается от одомашненного тем, что сбрасывает спелые семена на землю, способствуя их расселению. Собирая первые урожаи зерен, древние земледельцы наверняка отбирали самые чистые семена, оставшиеся на колосе, и постепенно способствовали выведению культурного риса.

Долгое время археологи не находили никаких инструментов для сбора рисового урожая, хотя они точно знали, что уже 9000 лет назад рис начали выращивать на юге Китая. Все, что исследователи обнаруживали на человеческих стоянках времен раннего неолита, — крошечные осколки камней с острыми краями. Теперь они решили проверить, не служили ли эти осколки для сбора урожая.

Исследователи из Дартмутского колледжа (США) изучили 52 образца каменных орудий с двух древних стоянок в долине реки Янцзы. Все они представляли довольно грубые отщепы с острыми краями длиной около пяти сантиметров. Чтобы выяснить, использовали ли эти инструменты для сбора риса, ученые проанализировали микроцарапины на поверхности орудий и состав окаменевших растительных остатков, налипших на камни.

Оказалось, рисунок царапин на 30 орудиях соответствует тому, что образуется при сборе грубой растительности, богатой кремнеземом, а рис относится именно к такому типу растений. При этом на 28 орудиях нашли окаменевшие остатки риса — как листьев, так и зерен.

Ученые предполагают, что были два метода сбора урожая, до сих пор применяемые в Азии: люди либо собирали только колосья, оставляя стебель неповрежденным, либо срезали растение полностью, чтобы позже использовать его для получения зерен и рисовой соломы.

Образцы древних орудий: красными точками обозначена режущая кромка / © Jiajing Wang

Постепенно второй метод начал доминировать в Древнем Китае: уже около 8000 лет земледельцы стали использовать каменные отщепы преимущественно как серпы, что, вероятно, связано с окончательным формированием культурной формы риса, не сбрасывающей спелые зерна на землю.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.