А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
07.12.2022
3 301

Находка полуторавековой давности прояснила историю первых европейцев

5.5

Долгое время ученые полагали, что 50 тысяч лет назад люди современного типа все еще редко покидали пределы Африки, поэтому найденную на юге Испании челюсть «по умолчанию» посчитали неандертальской. Однако теперь им пришлось пересмотреть свои выводы.

Челюсть с юга Испании в центре, слева — челюсть кроманьонца, справа — неандертальца / © Brian Keeling

Более века назад, в 1883 году, на юге Испании, во время добычи полезных ископаемых в городе Баньолес, обнаружили нижнюю челюсть гоминида. Ученые смогли определить возраст находки — около 45–65 тысяч лет. Поскольку в те времена в Европе в основном жили неандертальцы, то и челюсть посчитали принадлежащей им.

Впрочем, нельзя винить антропологов прошлого в невнимательности: у челюсти отсутствовал диагностический признак современного человека — развитый подбородочный выступ, да и сама она была не в лучшем состоянии. Теперь, чтобы раз и навсегда установить принадлежность загадочной кости, ученые обратились к компьютерной томографии и виртуальной реконструкции.

Сравнив испанскую челюсть с другими ископаемыми челюстями, исследователи обнаружили, что «человек из Баньолеса» скорее напоминал кроманьонца, нежели неандертальца. От настоящих Homo sapiens его отличал разве что гладкий подбородок, но тому могло быть сразу два объяснения: либо предок «человека из Баньолеса» был неандертальцем, либо у древних Homo sapiens подбородок был менее выражен, чем у современных людей.

Первую гипотезу опровергли достаточно легко: в руках ученых уже были останки древнего Homo sapiens, найденные в Румынии, и анализ его ДНК показал, что предком этого человека в четвертом-шестом поколении был неандерталец. Однако у челюсти из Баньолеса не было признаков, указывающих на гибридизацию, так что исследователи посчитали наиболее вероятной вторую гипотезу, согласно которой ранние Homo sapiens обладали менее выраженным подбородком.

Окончательную точку в этом вопросе сможет поставить анализ сохранившейся ДНК из ископаемой челюсти. Если предположения ученых подтвердятся, «человек из Баньолеса» станет самым ранним представителем нашего вида в Европе.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Human Evolution.