13.05.2022
7 562

Шимпанзе в неволе страдают от ночной эрекции и занимаются мастурбацией с неожиданным концом

4.4

До сих пор изо всех приматов подобные явления отмечали только у человека. Впрочем, самцы шимпанзе смогли внести сюда нечто действительно новое.

©Wikimedia Commons / Автор: Анастасия Кожевникова

Исследователи из Киотского университета (Япония) изучили поведение 12 взрослых самцов шимпанзе, проживающих в заповеднике города Кумамото. Шпионя за ними с помощью ИК-камеры, ученые узнали, что некоторые особенности полового поведения этих животных напоминают мужчин-людей. Впрочем, часть шимпанзе-самцов пошли на шаги, немыслимые для большинства представителей Homo sapiens мужского пола. Соответствующая работа опубликована в журнале Behaviour.

То, что в быту неточно называют утренней эрекцией, на самом деле случается у большинства мужчин по нескольку раз за ночь (в норме — в фазе быстрого сна, но не только). Исключениями остаются мужчины пожилого возраста или находящиеся в глубокой депрессии. Этот критерий даже используют для определения того, страдает ли тот иной пациент импотенцией физиологической либо только психологической: на пенис надевают эластичное устройство, фиксирующее, есть ли у мужчины ночная спонтанная эрекция или нет (если да, то импотенция лишь психологическая).

Известно, что аналогичное явление есть у женщин (ночное набухание клитора), однако исследовать его частоту намного сложнее, поскольку применять на них аналогичные устройства крайне затруднительно, а другие средства наблюдения за этим процессом довольно-таки непрактичны.

Еще сложнее выявлять нечто подобное у животных. Надеть устройство нельзя: они его сбросят. Спать при свете многие из них не желают. Так что в этот раз ученые использовали ИК-камеру, способную фиксировать наличие ночной эрекции даже без подобного прибора. Разумеется, камера имеет недостаток: если шимпанзе повернется так, что его возбуждение нельзя будет увидеть, то и выявить что-то путем наблюдения не получится. Поэтому не исключено, что цифры, полученные исследователями, несколько занижены.

Всего авторы статьи наблюдали каждого из 12 самцов по шесть ночей подряд — отметим, все они содержались без самок. У восьми из 12 особей была ночная эрекция, в норме — неоднократно. При этом более 75% всех таких случаев происходили при переходе от сна к бодрствованию. По мнению исследователей, это указывает на связь такой эрекции с фазами быстрого сна, наблюдающуюся и у людей.

©KyotoU

Ученые отмечают, что у полудюжины особей они зафиксировали движения, чрезвычайно похожие на мастурбацию: у четырех из шести ее удалось увидеть ИК-камерой вполне ясно. У мастурбировавших особей также выявили необычную черту поведения, отсутствующую у мужчин-людей: они, судя по снимкам, поглощали собственную семенную жидкость, закономерно выделяющуюся в результате мастурбации.

Смысл этого неясен. У людей поглощение аналогичной жидкости женщиной — половым партнером имеет явный адаптивный смысл: оно снижает риск выкидыша и, вероятно, токсикозов. Предполагается, что иммунная система женщины «привыкает» к клеткам полового партнера и с меньшей интенсивностью атакует клетки с генетическим материалом, похожим на тот, что встречается у сперматозоидов ее партнера. В итоге снижается и вероятность преэклампсии, довольно тяжелого состояния беременной (оно отвечает за заметную часть материнской смертности). Однако в случае самца шимпанзе подобное явно невозможно.

Сама по себе мастурбация у шимпанзе давно не новость, как и тот факт, что они используют для нее подручные предметы. Однако наличие ее ночью, сразу после спонтанной ночной эрекции, может указывать и на то, что среди как минимум самцов шимпанзе есть что-то вроде эротических сновидений / ©Wikimedia Commons

Как считают авторы работы, и сами спонтанные ночные эрекции, и мастурбация с функциональной точки зрения могут быть полезны шимпанзе, поскольку улучшают качество их спермы. Надо отметить, что этот вывод сделан без анализа собственно эякулята наблюдавшихся животных — целиком на основе аналогии с мужчинами-людьми. У тех мастурбация действительно коррелирует с повышенным качеством спермы.

Также исследователи выдвинули предположение, что периодическое увеличение насыщенности кислородом тканей пениса снижает риск эректильной дисфункции — это тоже может быть позитивным фактором для самцов шимпанзе.