19.10.2023
Мария А.
15 710

Люди по всей Европе тысячелетиями ели «пищу маргиналов»

5.1

Авторы нового исследования пришли к выводу, что морские водоросли и водные растения, которые современные жители Европы едят редко (особенно до роста популярности азиатской кухни), вплоть до Средневековья были привычной частью рациона их предков.

Водоросли
Сегодня в пищу употребляют примерно 145 видов морских водорослей, в основном в Азии / © Midjourney / Автор: Анастасия Кожевникова

Начиная с периода 8000 лет назад и как минимум до раннего Средневековья жители прибрежных районов Европы повсеместно включали в свой рацион морские водоросли и такие водные растения, как рдест и катран. Это показал анализ, проведенный британскими археологами из Йоркского университета и Университета Глазго, испанскими биологами из Автономного университета Барселоны, а также их коллегами из Швеции, Нидерландов, Литвы и Польши. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

К морским водорослям относятся примерно 10 тысяч видов макроводорослей, которые растут в приливно-отливных и сублиторальных зонах, на глубине около 300 метров вдоль побережий. Сегодня человечество потребляет в пищу 145 их видов, в основном этот суперфуд любят жители Азии. До недавнего бума на азиатскую еду водные растения оставляли на съедение животным или вспоминали о них лишь в голодные времена. В прошлом морские водоросли использовали в производстве топлива, удобрений, упаковки и средств народной медицины.

По словам ученых, к XVIII веку морские водоросли считались пищей маргиналов и голодающих даже на островах Шотландии, где этих растений очень много. Правда, в некоторых прибрежных регионах водоросли до сих пор едят, а в Уэльсе из водоросли Porphyra umbilicalis готовят традиционное блюдо — лавровый хлеб.

Традиционный валлийский лавровый хлеб — это буквально измельченные морские водоросли. Их можно есть с тостами или смешивать с овсяными хлопьями и готовить лепешки / © David Pimboro, Shutterstock

«Археологические свидетельства существования морских водорослей встречаются редко и почти всегда рассматриваются с той точки зрения, что их не считали съедобными. Хотя морские водоросли обнаружили в жвачках со стоянки Монте-Верде в Чили возрастом 12 тысяч лет. <…> Прямых доказательств их потребления человеком в прошлом не было, поэтому они не считались частью рациона древних европейцев», — подчеркнули исследователи.

Они получили первые непосредственные доказательства того, что морские водоросли и другие водные растения, например морская капуста Crambe maritima (катран приморский), были популярной пищей на обширной европейской территории от мезолита (5-15 тысяч лет назад) до раннего Средневековья.

Чтобы прийти к такому выводу, авторы статьи изучили образцы зубного камня 74 человек из 28 археологических памятников по всей Европе — от Cеверной Шотландии, Литвы и до юга Испании — с применением термодесорбционного газового хроматографического метода масс-спектрометрии (TD-GC-MS) и пиролитической газовой хроматомасс-спектрометрии (Py-GC-MS).

У 33 человек выявили химические биомаркеры, указывающие на то, что обладатели этих зубов потребляли жиры, масла, белки, углеводы и пищу, приготовленную на огне. В одном случаев на образцах обнаружили следы пчелиного воска.

Два образца с зубным камнем обнаружили на Оркнейских островах (архипелаг на севере Шотландии) / © Nature Communications

«Также присутствовали характерные биомаркеры, указывающие на употребление в пищу водных растений. В частности, морские водоросли (макроводоросли), пресноводные водоросли и водные растения мы идентифицировали в 26 образцах на основании их необычного и сложного органического химического состава. Каждый имел собственный набор высокоустойчивых биомаркеров из трех различных классов соединений: алкилпирролы, аминокислоты и липиды», — рассказали исследователи.

Они добавили, что органический компонент зубного камня может образовывать биополимерный компонент — «химическое ископаемое». Его, в отличие от других органических остатков, нельзя изучить методами обычного анализа, но это удалось сделать с помощью Py-GC-MS.

Из каких археологических памятников происходили исследованные образцы / © Nature Communications

Авторы научной работы, в частности, получили биомолекулярные доказательства того, что почти в каждом образце с Оркнейских островов (архипелаг на северо-востоке Шотландии) и из пещеры в Обане (город-курорт на западе Шотландии) присутствуют следы потребления морских водорослей. Причем известно, что в этих районах было развито сельское хозяйство, а у берега и на глубине водилась рыба.

Самый древний образец нашли на территории современной Литвы, в 100 километрах от моря, и датировали периодом около 8400 лет назад. Судя по всему, человек любил полакомиться растениями семейства кувшинковые. А 40-летняя женщина, жившая между 7800 и 8000 лет назад в окрестностях нынешнего испанского города Вильена провинции Аликанте, потребляла в пищу водоросли (вид не удалось определить).

Помимо этого, три шотландских образца энеолита/раннего бронзового века и два ранних средневековых образца (V-VI века нашей эры) из Литвы имели биомаркеры, свидетельствующие о потреблении подводных растений, растущих в пресной воде.

Стивен Бакли, археолог из Йоркского университета и один из авторов исследования, подчеркнул, что изученные биомолекулярные образцы более чем на 3000 лет старше свидетельств поедания морских водорослей на Дальнем Востоке. По его словам, становление сельского хозяйства, безусловно, должно было сильно повлиять на рацион древних людей, но, согласно результатам анализа, отказ от морских водорослей не был столь резким, как предполагали археологи и историки.

«Морские водоросли и пресноводные растения сегодня практически отсутствуют в традиционных западных диетах. Их маргинализация (ведь они постепенно превратились из продуктов питания в средство утоления голода и корм для животных), вероятно, происходила в течение длительного периода времени», — подытожили ученые.