01.03.2023
8 296

Генетики выяснили, как апеннинские охотники завоевывали Европу

3.8

Долгое время ученые считали, что во время максимума последнего оледенения наши предки ушли на юг, чтобы пережить там непростые времена. Новое исследование показывает, что все было совсем не так.

Тысячи лет разные группы охотников-собирателей жили рядом друг с другом, но не смешивались между собой / ©Michelle O‘Reilly and Laurent Klaric, inspired by the original work by Benoit Clarys / Автор: Milonia Larcius

Люди современного вида впервые появились в Европе примерно 210 тысяч лет назад. Но по причинам, о которых мы уже писали, не прижились. Следующая экспансия Homo sapiеns, подкрепленная таким инновационным оружием, как лук и стрелы, случилась много позднее — 54 тысячи лет назад. С тех пор нашли предки не покидали Европу.

Занимаясь охотой и собирательством, они пережили очень сложные времена, включая максимум последнего оледенения (19-26,5 тысячи лет назад). По найденным артефактам археологи выделяют отдельные культуры, возникшие в этот период в разных частях Европы. Но из-за небольшого количества человеческих остатков той эпохи мало что известно о передвижениях и взаимодействии разных групп наших предков.

Реконструкция облика охотника-собирателя, относящегося к граветтской культуре, созданная на основе археологических находок на стоянке Арене-Кандиде (Италия) / ©Tom Bjoerklund

В статье, опубликованной в журнале Nature, Козимо Пост из Тюбингенского университета (Германия) и его коллеги проанализировали геномы 356 древних охотников-собирателей, включая новые геномные данные 116 человек из 14 стран Западной и Центральной Евразии возрастом от пяти до 35 тысяч лет назад. Исследование серьезно прояснило судьбу европейских людей от верхнего палеолита до неолита.

Ученые обнаружили, что популяции граветтской культуры из разных частей европейского континента 24-32 тысячи лет назад не были тесно связаны друг с другом. Это удивительное открытие, ведь обычно археологическую культуру определяют по оставленным артефактам, и исходя из них общность культуры кажется очевидной. Если родство между ними и было, то по ДНК изученных человеческих останков это не наблюдается.

Один из самых ярких признаков граветтской культуры — находки палеолитических Венер. Выходит, разные группы европейских охотников-собирателей пользовались очень похожими орудиями, имели похожее искусство, но при этом не состояли в родстве друг с другом. Генетики утверждают, что население Западной и Юго-Западной Европы (современные Франция и Иберия) отличалось от современных популяций из Центральной и Южной Европы (Чехия и Италия сегодня).

Древнейшее свидетельство миграции во время потепления климата: мужской и женский черепа возрастом примерно 14 тысяч лет, найденные на западе Германии (Оберкассель). Генетически эти люди происходили с юга / ©Jürgen Vogel, LVR-LandesMuseum Bonn

Более того, генофонд западных граветтских популяций остается общим на протяжении как минимум 20 тысяч лет: их потомки, которые связаны с солютрейской и мадленской культурами, оставались в Юго-Западной Европе во время самой холодной части последнего ледникового периода, а затем распространились на северо-восток в остальную часть Европы.

На этом сюрпризы не кончаются. Долгое время ученые, опираясь на археологические находки, полагали, что люди пережили максимум последнего оледенения в так называемых климатических убежищах, одним из которых считали Апеннинский полуостров (как и сегодня, он был куда теплее Европы в целом). То есть, когда стало совсем холодно, люди ушли на юг.

Авторы новой работы сообщают, что не обнаружили никаких генетических связей между носителями граветтской культуры до пика похолодания и последующим населением территории современной Италии. Там жили совершенно другие люди, потомки которых относятся к более поздней, эпиграветтской культуре. Как предполагают исследователи, эти люди пришли с Балкан сначала в Северную Италию, а потом, во время ледникового максимума, распространились на юг, до Сицилии.

Вернемся к археологическим данным. В конце максимума последнего оледенения на смену граветтской культуре в Западной Европе приходит солютрейская, а потом мадленская. Последняя была распространена на территории современных Франции, Швейцарии, Бельгии и Германии. Носители ее жили в пещерах и охотились на мамонтов. И, согласно генетическим данным из новой работы, были прямыми потомками носителей граветтской культуры, живших ранее в этих же местах. То есть уже после пика оледенения генетически население Европы оставалось относительно неизменным. Получается, на юг так никто и не уходил.

Артефакты мадленской культуры / ©Agnieszka Susuł, Paweł Iwaszko, Dawid Piątkiewicz, Archäologisches Museum Krakow

Примерно 14 тысяч лет назад артефакты мадлена меняются и начинают встречаться все реже. Археология не могла ответить на вопрос о том, что случилось. А вот генетика — вполне.

Анализ древних геномов показывает, что в это самое время в ранее стабильном генетическом наборе европейцев появляются гены охотников-собирателей с Апеннинского полуострова — тех самых, которые до того никак не скрещивались с остальными жителями Европы.

Потомки носителей эпиграветтской культуры очень быстро распространились по всей Западной Европе, вытеснив мадленские популяции, пишут авторы новой работы. Они описывают масштабную генетическую замену, которая могла быть вызвана, в частности, климатическими изменениями, вынудившими людей мигрировать: «В то время климат быстро и значительно потеплел, и леса распространились по всему европейскому континенту. Это могло побудить людей с юга расширить ареал своего обитания. Прежние жители, возможно, мигрировали на север, поскольку их среда обитания, «мамонтовая» степь, сокращалась».

Мужской череп и каменные орудия из Грос-Фреденвальде (Германия), возрастом в семь тысяч лет. Популяция этого человека жила бок о бок с первыми земледельцами Европы, не смешиваясь / ©Volker Minkus

Результаты исследования показывают, что выходцы с Апеннинского полуострова на протяжении шести тысяч лет оставались на территории Западной Европы: в это время никакого генетического обмена с популяциями Восточной Европы не выявлено. И только восемь тысяч лет назад охотники-собиратели с разными родословными и внешним видом начали смешиваться друг с другом.