17 мая
1 951

В Индокитае нашли третью пещеру денисовцев

4.9

Они жили на территории современного Лаоса и питались мясом носорогов.

Денисовская женщина в представлении художника / ©Maayan Harel

Группа ученых под руководством Фабриса Деметера (Fabrice Demeter) из Копенгагенского университета (Дания) исследовала коренной зуб, некогда принадлежавший гоминину, жившему в среднем плейстоцене. Результаты представлены в работе, опубликованной в журнале Nature Communications.

Зуб нашли в известняковой пещере Там-Нгу-Хао-2 (Пещера Кобры) в Аннамских горах (они же — горы Чыонгшон). Эта горная цепь протянулась вдоль восточной окраины полуострова Индокитай, а сама пещера расположена на территории Лаоса.

a) Снимок участка, красный круг указывает на вход в пещеру; b) стратиграфия и места отбора образцов заполнения пещеры; с, d, e) раскопки в пещере / ©Fabrice Demeter et al.

О присутствии древних родственников человека в континентальной Юго-Восточной Азии ученые судят прежде всего по нечастым находкам каменных орудий и совсем редким (в местном климате они плохо сохраняются) человеческим останкам. Известно, что там существовали несколько человеческих линий, но точные их ареалы неясны.

Авторы использовали целый ряд методов датировки и определили, что возраст отложений, окружающих зуб, составляет 131-164 тысячи лет. Ученые указывают, что моляр не изношен и завершил формирование незадолго до смерти владельца. Как показали дополнительные анализы, скорее всего, это зуб девочки рода Homo, умершей в возрасте 3,5-8,5 года.

Ученые сравнили внешнюю и внутреннюю морфологию зуба с зубами других гоминин, включая неандертальцев, денисовцев, Homo erectus и современных людей, и пришли к выводу, что он принадлежал денисовской девочке. И это делает пещеру Там-Нгу-Хао-2 третьим из обнаруженных на сегодня мест обитания денисовцев.

Найденный зуб денисовской девочки / ©Fabrice Demeter et al.

Напомним, до этого останки денисовцев нашли в Денисовой пещере (отсюда и название) на Алтае и в пещере Байшия на краю Тибетского нагорья. Генетический анализ показал, что некоторые популяции Юго-Восточной Азии, а также Австралии и Океании имеют частично денисовское происхождение. Но это не было доказательством того, что денисовцы жили так далеко от Алтая и Тибета. Гены могли быть перенесены их потомками смешанной крови — то есть в результате гибридизации Homo sapiens и денисовцев.

В 2018 году все в той же Денисовой пещере ученые нашли костные останки, принадлежавшие девочке, мать которой была неандерталкой, а отец — денисовцем (причем тоже, вероятно, с примесью неандертальской крови). То есть было доказано, что денисовцы вполне сосуществовали и скрещивались с другими линиями Homo.

Если говорить о Юго-Восточной Азии, то есть много доказательств присутствия там Homo erectus с раннего до позднего плейстоцена. Однако определение других азиатских образцов Homo позднего и среднего плейстоцена остается предметом спорным. Например, недавний анализ харбинского черепа из Китая вызвал оживленные дискуссии: тогда череп предложили отнести к новому виду Homo longi, с чем далеко не все ученые согласились.

Если китайские исследователи, описавшие череп, пытались «засчитать» его как новый вид (такого рода открытие очень престижно), то их коллеги из других стран небезосновательно настаивали на необходимости показать, что череп не принадлежит уже известному виду — денисовцам. Однозначно решить этот вопрос пока невозможно: в Денисовой пещере и на Тибете не сохранились их черепа.

Находка зуба денисовской девочки в Индокитае серьезно расширяет ареал этих древних людей, меняя таким образом наше представление об истории освоения человеком Юго-Восточной Азии. Получается, денисовцы обитали не в ограниченном наборе горных регионов Алтая и Тибета, а на огромных площадях, включающих юго-восточный край Азии. Ранее ряд исследователей полагали, что денисовцы были приспособлены только к горным условиям и испытывали затруднения с миграциями через обширные равнинные пространства. Но теперь ясно, что это не так: достичь гор в Лаосе они могли, только пройдя очень длинный путь по низинам.

Помимо человеческого зуба, ученые нашли в том же слое отложений очень много костных останков животных (в основном — тоже зубы). Удалось идентифицировать 186 из них. Это оказались зубы тапиров, стегодонов (вымершие млекопитающие из отряда хоботных, близкие к слонам), носорогов и оленей. Вряд ли эти животные жили в пещере одновременно с денисовцами: куда вероятнее, что люди их ели.

Как отмечают авторы работы, они не могут полностью исключить принадлежность найденного моляра неандертальцу, но все же считают, что его сходство с образцом денисовца из пещеры Байшия подтверждает выводы. Глубокий анализ древней ДНК не проводили, так как забор необходимых проб может разрушить образец.