• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Глава «Роскосмоса» назвал еще одну возможную причину крушения станции «Луна-25»

Специалисты российского космического ведомства продолжают разбираться в причинах крушения межпланетной автоматической станции «Луна-25». На сегодня существует 16 версий, 11 из которых уже проверили. Об одной из них рассказал глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.

«Луна-25» / © Роскосмос
«Луна-25» / © Роскосмос

«Корректирующий двигатель не прекратил свою работу по информации от акселерометра. Это тот прибор, который показывает об изменении скорости. Причина — акселерометры не включились», — сообщил Борисов.

Он добавил, что специалисты продолжают разбираться, почему акселерометры не сработали.

Ранее причиной крушения станции «Луна-25» — первой за 40 лет российской миссии на естественный спутник Земли — назвали неисправность прибора для измерения ориентации и ускорения «Биус-Л».

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

44 Комментариев

Алексей Шмелев
1 час назад
-
0
+
Или просто не было никакой Луны 25
Ю Д
2 дня назад
-
0
+
кому не пофиг, чего сейчас-то уже. Ещё лет через 50 ещё раз попробуете
Wally Rian
2 дня назад
-
-2
+
очередная авантюра пиндосов по созданию спроса чего-либо. Снова за космос взялись, снова верховодят как фонарь на мотыльков. Ну русскому народу не повадно придумать свою ветку разработок, нужно же только сп..дить или идти по протоптанной дорожке. Даже индусы, которые обыденно живут в грязи и то прилунили свой аппарат. А причина, только одна, скудоумие в руководстве и понты.
Василий Зенин
3 дня назад
-
-1
+
Жадность
    Руслан Н
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Можно сказать и жадность, но я думаю просто разворовали выделенные средства и собрали модуль из самых дешёвых материалов и запустили ракету в космос! Вот и получили результат вто время как Индийский луноход бороздит просторы луны мы распихиваем государственные средства по карманам.
    +
      ещё комментарии
      Лев Григорьев
      3 дня назад
      -
      0
      +
      мы распихиваем государственные средства по карманам.
      Вам можно только позавидовать... )) Сейчас К. Прутков добавил бы к трем делам, которые раз начав, трудно прервать, и вот это увлекательное занятие!
Игорь Филатов
3 дня назад
-
0
+
Жуть... Там ведь столько деталек. И каждая нужна...
Alex N.
3 дня назад
-
-1
+
16 версий неудачи миссии! И это только касаемо этапа посадки. Неизвестно, какова была вероятность успеха всей миссии.1 к 20? Всё это крайне несерьёзно. Это значит, что фактически это была своего рода лотерея, причём очень дорогая, а не детально разработанный научно-технологический проект.
    Serg Myasnikov
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Занимаюсь автоматическими системами управления техпроцесса и... 25 процентов времени уходит на разработку схемы, изготовление шкафа и программу автоматизации, остальные 75 процентов - моделирование реакции программы контроллера на возможные отказы и аварии датчиков и исполнительных механизмов. Неужели в космосе не так? Т.е. если они сейчас назвали 16 возможных причин, то что им мешало смоделировать эти причины ДО полёта? Отсутствие мозгов?
    +
      ещё комментарии
      Midnight Commander
      3 дня назад
      -
      0
      +
      Добрый день , вы разрабатываете решения для автоматизации производственных процессов заказчика или для каких то продуктов (допустим сушилки), которые затем серийно производятся ?
      ivankolupayev
      3 дня назад
      -
      0
      +
      Вы моделируете процессы на Луне? Подозреваю что в условиях перепада температур, давлений, ускорений, в вакууме и при низкой гравитации некоторые детали могут повести себя иначе чем представлялось в лаборатории. Как именно можно выяснить только в реальном полете. Зря что ли Маск столько старшипов угробил на испытаниях. Нашим бы последовать его примеру и провести несколько испытательных пусков, но видать бюджеты не те.
        Николай Цыгикало
        3 дня назад
        -
        0
        +
        Смущает то, что эта нештатная работа произошла не на Луне. Станция разбилась из-за аварийного перехода с одной орбиты на другую. Другая орбита сформирована с перицентром под поверхностью, слишком низко опустили. В самом таком переходе никакой особой сложности нет, выдать переходный импульс самая стандартная задача и процедура. Переход с одной кеплеровой орбиты на другую как бы основа практической космонавтики, так сказать; если не основа основ. Без этой операции управляемые космические полёты невозможны как таковые. Это не посадочная траектория с её кучей особенностей и критических моментов. Все посадочные аппараты, разбившиеся на Луне за истёкшее десятилетие, разбились на посадочной траектории (не являющейся орбитой; переход на неё и её выполнение намного сложнее орбитального полёта и перехода с орбиты на орбиту). А предшествующие этому орбитальные переходы, в частности формирование предпосадочной орбиты, выполнили успешно. "Луна-25" не смогла, к сожалению, выполнить собственно орбитальную задачу. То есть аварийная ситуация развилась на самом стандартном элементе полёта - выдаче импульса перехода с орбиты на орбиту. Это отличает аварию "Луны-25" от других современных случаев потери аппаратов.
          ivankolupayev
          3 дня назад
          -
          0
          +
          Печально это все. Остается лишь надеяться что в следующих пусках ошибки будут устранены и не наделают новых. Хоть конечно возможна ситуация в которой нет вины разработчиков. Случайность от которой никто не застрахован. Может и правда метеорит попал. Или такой момент был бы обязательно зафиксирован бортовой аппаратурой?
            Николай Цыгикало
            3 дня назад
            -
            0
            +
            Думаю, попадание метеорита (если оно привело бы к нарушению работы систем станции) нарушило бы работу сразу в момент попадания. А тут двигатель продолжал работать дальше. На мой взгляд, попадание метеорита невалидное объяснение аварии в данном случае. Вина разработчиков до выявления причин неочевидна — это может быть и вина изготовителей, и эксплуатантов.
              ivankolupayev
              3 дня назад
              -
              0
              +
              Метеорит слишком грубо, да. У Фобос-Грунт причиной аварии названо воздействие космического излучения вызвавшее перезапуск бортовой цвм. Кто знает может и тут система управления глюканула. Хотя как правильно подметили ниже ошибки такого рода неплохо выявляются и корректируются. Ну может и правда дефект датчика хотя судя по сообщению их там был не один комплект и должны были выйти из строя оба сразу. ----------------------------------------------------- В связи с этим непосредственной причиной перезапуска обоих полукомплектов вычислительной машины ЦВМ22 названо срабатывание сторожевого таймера в её составе, связанное, вероятнее всего, с искажением программного кода при воздействии тяжёлых заряженных частиц на ячейки оперативного запоминающего устройства.
                Николай Цыгикало
                3 дня назад
                -
                0
                +
                Подождём итогов расследования аварии: её развития и причин
                Лев Григорьев
                3 дня назад
                -
                0
                +
                Вы на полном серьезе верите, что публике сообщат что-нибудь правдивое?! В лучшем случае придумают нечто правдоподобное...
                Николай Цыгикало
                3 дня назад
                -
                0
                +
                А почему нет? Там каких-то стратегических секретов и государственных тайн нет. Опубликовали же, например, почему разбился "Протон" при запуске. Перепутали подключение датчиков. Опубликовали. Причины авиакатастроф публикуют. А тут просто авария.
                Лев Григорьев
                2 дня назад
                -
                -1
                +
                Вы, как Березин, что верит советским архивным документам как Священному Писанию, верите публичным отчетам Роскосмоса?!.. В РФ не рассекречены многие архивные фонды времен коллективизации, и нет никакой уверенности в отсутствии параллельных, совершенно секретных архивохранилищ, к которым "не то что прикасаться, но любопытствовать — какие такие в них хранятся дела — запрещено под страхом лишения живота..."
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                0
                +
                Лев, я привёл пример вполне нормального озвучивания причин аварийного запуска "Протона". Так же публикуются причины и других аварийных ситуаций, лень сейчас искать, " Протона" как примера вполне достаточно. При чем тут коллективизация и наличие секретных документов, пусть их будет хоть миллиард? В "Луне-25", повторюсь, нет гостайн и совсекретных узлов. Там просто нечего засекречивать, равно как и причины еë аварии. Точно так же как публикуются и причины авиакатастроф — не то что эта авария с этой в общем банальной "Луной-25".
                Лев Григорьев
                2 дня назад
                -
                -1
                +
                При чем тут коллективизация и наличие секретных документов, пусть их будет хоть миллиард?
                При том, что у всех официальных версий событий в СССР и РФ есть давняя традиция искажать правду при малейшем поводе и возможности. А тут так много лиц и организаций, заинтересованных в выгодных для них результатах расследования, что в обозримом будущем правды мы не узнаем, а спустя немного лет всем будет наплевать на нее.
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                1
                +
                Ну хорошо. Вы, к сожалению, опять только общими фразами про СССР и традиции. Это не разговор о технических системах.) Давайте конкретнее. От общих слов к конкретным авариям. Вы, (повторюсь, к сожалению), при словах про коллективизацию (???) упорно игнорируете конкретный пример, который я уже привел вам дважды - с нормальным изложением причины аварии "Протона"? А что с аварийным пуском ракеты-носителя "Союз-ФГ" 11 октября 2018 с пилотируемым кораблём "Союз МС-10"? Аварийный пуск с Плесецка (с жертвой) ракеты-носителя "Союз-У" с исследовательским аппаратом "Фотон-М" 15 октября 2002? Аварийный пуск ракеты-носителя "Союз-У" 24 августа 2011 года? Аварийный пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" со путником связи "Меридиан" 23 декабря 2011 года? Ракеты-носителя "Союз-2.1а" с грузовым "Прогрессом М-27М" 28 апреля 2015? Аварийный пуск "Союз-2.1в" с блоком выведения "Волга" и двумя аппаратами "Космос-2511" и "Космос-2512" 5 декабря 2015? Пуск с Байконура ракеты "Союз-У" с кораблем "Прогресс МС-04" 1 декабря 2016? По каждой из этих аварий работала госкомиссия, выводы и причины аварии были определены и опубликованы. И находятся в открытом доступе. К вам конкретный и прямой вопрос: по какой из этих аварий вы считаете названную причину аварии недостоверной и почему? Приведите, пожалуйста, пример недостоверного расследования и озвучивания этих аварийных пусков. Какой из них был не проанализирован, причины аварии не установлены и не названы, или названы, по вашему мнению, недостоверно? Прошу в общих фразах про коллективизацию не оставаться, а рассмотреть любой из этих аварийных пусков с внятным выводом: что не так с расследованием, причинами аварий, и их озвучиванием? Начнём с "Протона" (третий раз прошу ответить про него, пожалуйста) - что не так с установлением и озвучиванием причин его аварии, Лев? Аварийный пуск 02.07.2013 - что не так с расследованием конкретно этой аварии?
                Лев Григорьев
                2 дня назад
                -
                -1
                +
                Я рассматриваю проблему достоверности информации в автократических обществах с социологической точки зрения. Если вам она не интересна, тогда меж нами даже спора нет. Если в расследовании причин участвовали иностранные владельцы полезной нагрузки, то вероятность достоверной информации о причинах аварии выше средней, если заказчиками было МО, -- то ниже средней. Только это и можно с некоторой уверенностью утверждать.
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                1
                +
                Увы, Лев, как доходит до конкретики, вы сливаетесь. Уже не первый и не второй раз (как и про то, какое деление ступеней является для вас прогрессивным, вы назвали деление ступеней конкретной схемы примитивным - слились от ответа, и др. случаи). Прокомментировать ситуацию с озвучиванием причин аварии "Протона" вы не в состоянии. Тогда о чем разговор? Общая словесная пена мне неинтересна. Если вы не можете сказать на конкретных примерах аварий, что именно вас не устраивает в их анализе и опубликовании - это просто пустое бла-бла-бла. Показывающее вашу неправду в этой области. Это неинтересно мне. Как и пустота общих фраз без привязки к реальным случаям и ситуациям. Не вижу смысла, в виду такой вашей позиции, продолжать этот диалог - от вас, увы, по конкретике пустота. Жаль.) У вас чистая словесность, у меня технические системы. Коль вы берётесь за них говорить, уж будьте готовы к предметному разговору. Если нет - зачем его заводить и спрашивать меня, верю я или не верю в озвученные причины аварий? вы по ним и двух слов сказать не можете. Чистое бла-бла-бла. По авариям в космических делах - вы абсолютно не в теме. Поэтому и утверждать в этой области что-то с вашей стороны абсолютно пустовесно и смешно. Если что, извините, нет цели вас обидеть или задеть. Просто констатирую факт, давно уже ясный.Увы, Лев, как собеседник о технических системах вы не только ноль, но и всячески уворачиваетесь от прямых вопросов, вместо честных ответов. Вижу в этом ваше лукавство. Не знаю, почему так, но меня это огорчает. ) Очень жаль.) Прошу прощения ещё раз, если что, совершенно не хочу вас как-то уязвить, мне это незачем и нет потребности в принципе; но мне реально, искренне жаль. О технических системах с вами нет смысла говорить и анализировать их. Не обессудьте - или ответьте предметно по существу конкретных вопросов к вам по конкретным примерам аварий. В отношении которых вы делаете ваши общие исключительно бессодержательные заявления.
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                1
                +
                Признаюсь, несколько досадно было тратить время на перечисление аварий с ракетами за последнее время (в ответ на ваши настойчивые сообщения о неправильности их расследования и озвучки) - а вы, хотя бы из уважения к собеседнику и его просьбам (как я отношусь к вашим комментариям) не прокомментировали ни одного случая, которые я для вас привел, для прояснения ситуации и темы. Увы, вы не предметный собеседник о космических/технических системах. Которые вы совершенно очевидно не знаете и не понимаете, но почему-то берётесь о них рассуждать (что не грех, конечно), и даже с некоторым нажимом на меня (что смешно, ввиду сказанного). /;-о) Нет смысла тратить время на аргументацию для вас - вы её оставляете впустую и сливаетесь. Как "птица-говорун, отличающаяся умом и сообразительностью". )) Но, увы, совсем не понимающая технических систем, и при этом ведущая себя не как джентльмен, честно рассматривающий приведённые контраргументы или признающий, что эти ягоды не с его поля. И не ему о них говорить. Для меня это уже стало очевидно. Мне очень, очень жаль. Ну вот так, чисто по-человечески :))
                Лев Григорьев
                2 дня назад
                -
                -1
                +
                несколько досадно было тратить время на перечисление аварий с ракетами за последнее время
                Я даже не представлял, насколько их много! И не ожидал, что вы вцепитесь в иную точку зрения (не техническую, а социологическую) также настойчиво, как А. Березин в своих оппонентов... Вдобавок, даже на личности по его дурному примеру перейдете, что было вовсе огорчительно!
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                3
                +
                Лев, это вы мне написали "Вы на полном серьезе верите, что публике сообщат что-нибудь правдивое?!". Я пояснил, что расследования аварий проходят нормально, а их причины публикуют. Это вы вцепились в это и стали зачем-то писать мне про коллективизацию и прочий поток словесной пены. А на конкретный пример с аварией "Протона", который я трижды просил вас в таком случае прокомментировать, не написали ни буквы. Пустая болтовня, Лев, с вашей стороны, вместо предметного разговора. И увиливание от конкретных вопросов по конкретным событиям. Я на личности не перехожу, это вы стали донимать насчёт верите-не верите, а при просьбе обсудить конкретные примеры аварий так ничего по существу и не сказали, оставшись в пустой словесной пене. Увы, это видит всяк из нашего диалога. Если я не прав - прошу вас в четвёртый раз: скажите, что не так с причинами аварии "Протона", либо любой из приведённого списка аварий последних лет. Как уже понял, по их существу вам сказать нечего. Ноль. Потому что по авариям вы не в теме абсолютно. И не надо приплетать сюда А. Берёзина (уже дважды), коллективизацию и прочее, не относящееся к предмету аварий ракет. Это лишь увильнуть от прямых ответов на ясные впоросы: что не так с названными мною авариями и их причинами. Ещё раз: если это не так, скажите, пожалуйста, что не так с причинами любой аварии из списка последних лет: я специально вам их привёл, для ясности и предметного разговора. Впрочем, бесполезно вас об этом спрашивать, даже в десятый раз)) Вы не скажете. И это и так понятно. Одно дело пустословить, другое дело конкретика, до которой вы дойти не можете и никогда не дойдёте. Хотя мне вопросы про "на полном серьёзе верите" задаёте и пытаетесь доказать что-то, о чем понятия не имеете. Очень смешно, Лев. ))) Пусто, бессодержательно и смешно. ))) без обид, Лев.)) это просто правда.)) прошу прощения, если слишком прямолинеен. )
                Марк Цукерман
                2 дня назад
                -
                0
                +
                Николай, по-моему, Вы чрезмерно вежливы и слишком серьёзно пытаетесь чего-то добиться от этого оппонента. Хотя тут же даёте ему точную характеристику. Противоречие, однако! С уважением.
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                2
                +
                Ок, думаю дискуссия уже закончилась. :)))
                Лев Григорьев
                2 дня назад
                -
                -1
                +
                Нельзя закончить то. чего не было. С вашей стороны я вижу лишь демонстрацию надменного превосходства специалиста над дилетантом. Задавая свои упрямые вопросы вы точно знали, что у меня нет и не может быть ответа на них. Самое смешное, что и во всех отчетах о расследованиях аварий крайне редко бывает указана действительно главная, не техническая (!) их причина -- приказ начальства о старте, запуске или взлете заведомо неисправного изделия. Классический пример тому -- самая страшная катастрофа в истории ракетостроения: взрыв Р-16 на космодроме Тюратам. Ее главный виновник -- маршал Неделин -- был даже награжден посмертно...
                Николай Цыгикало
                2 дня назад
                -
                1
                +
                :-))) вы даже не понимаете, какую лютую ахинею несёте. При катастрофе Р-16 никто не отдавал приказа о старте, запуске или взлете ракеты. Которая не была заведомо неисправной. Зачем вы пишете эти свои фантазии, не имеющие никакого отношения к реальности? для чего вы это делаете?) Ваша словесная пена поразительна своей бессмысленной ложью. Не знаете, так хоть вникните, что там произошло и каким образом. Хотя бы из уважения к этой трагедии.
                Violet Writer
                1 день назад
                -
                0
                +
                Николай, если кто-то по своему личному желанию или посредством ангажированности имеет целью очернить что-то или кого-то, не вдаваясь в подробности, он это сделает. )) Зачем вы кормите тролля?
                Николай Цыгикало
                1 день назад
                -
                0
                +
                Ну вдруг хочет разобраться?) надо дать шанс, стараюсь помочь обычно, если могу)
          ivankolupayev
          3 дня назад
          -
          0
          +
          Вот кстати интересно насколько сложной может быть аппаратура Луны-25? Чисто по потребляемой для работы мощности. К примеру ЦВМ-101 установленная на "Прогрессах" и "Союзах" не поражает вычислительной мощью. А ведь по идее отвечает за автоматическую стыковку КА. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1672238
    Алексей Янов
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Вероятность успеха озвучивалась 70-80%, насколько я помню. Ошибки возможны везде, в том числе простой человеческий фактор.
    +
      ещё комментарии
      Alex N.
      3 дня назад
      -
      0
      +
      Судите сами. 16 вероятных причин неудачи что означает? Чисто логически это означает, что допустима вероятность ошибок сразу аж по16 различным отклонениям от штатной работы аппарата. Тут даже 50% вероятностью не пахнет! Это чистая лотерея. Почему было не смоделировать заранее все эти возможные ошибки, как отметил комментатор выше? И второе - почему все ошибки не регистрируются системой? Все ошибки в современной системе должны мгновенно выявляться через самодиагностику. Такое ощущение, что аппарат создавали по старым технологиям, что система сама у себя не смогла выявить ошибку. Я уже молчу по самоустранение ошибок, которое для современных систем уже становится нормой. Единственная простительная ошибка для современных систем это внештатное внешнее физическое воздействие, например, столкновение с метеоритом. Со всеми остальными причинами система должна справляться самостоятельно, если она действительно современная. Вот в её современности как раз серьёзное сомнение. К сожалению.
        ivankolupayev
        3 дня назад
        -
        0
        +
        Система-то новая, старых просто не осталось. И вот тут возникает проблема. В отличии от утюгов старосоветских не тестировалась она в условиях межпланетного перелета. По очевидной вполне причине - не летали давно. А на лабораторном стенде смоделировать можно не все. И неизвестно как себя поведет волшебная самодиагностика которую тоже неплохо бы протестировать в реальных условиях. А то ведь и она может стать причиной ошибок. Достаточно вспомнить как ведет себя современная винда на современных компьютерах в тепличных прямо-таки условиях современного офиса.
        ivankolupayev
        3 дня назад
        -
        0
        +
        Ну давайте с небес на землю. Вот у вас комп не стартует. Что делать будете? a) надо звонить админу пусть чинит б) надо отнести в сервис пусть смотрят в) надо поменять... что? И вот вам список из охренилиона причин в такой казалось бы банальной ситуации. От напряжения в розетке до перепрошивки биос и замены южного моста. А ведь речь о проверенной перепроверенной серийной технике работающей в условиях отнюдь не глубокого космоса. И кстати о сайтах так и не научились обрабатывать ссылки с кириллицей позорники. Открыть сайт hxxps://запускай.рф/новости/2014/почему-не-включается-компьютер/ не по силам команде голой науки. Пришлось кинуть ссылку на менее информативный ресурс зато без кириллицы. https://hpc.by/no-sign-of-power
          Alex N.
          3 дня назад
          -
          0
          +
          Сравнение с компом не совсем корректно, так как операционная система персонального ПК открыта для стороннего софта, и огромное количество проблем как раз связано с разного рода несовместимостью. И все эти постоянные обновления системы, включая обновление безопасности, которые ставятся не на чистую систему, а уже на напичканную другими сторонними ПО, драйверами и т.п. В случае же разработки системы для космического аппарата для конкретной миссии этих факторов нет. И поэтому просчитать здесь все возможные ошибки наперёд на порядок проще. Это закрытая автономная система, просто с внешним управлением, да и то не обязательно в основном режиме, а можно сделать внешнее управление только в аварийном режиме. Всё остальное должно быть на 100% автоматизировано, причём с использованием ИИ. Вот этой современности технологий и не было заметно в миссии Луна-25. Всё равно чувствуются пережитки старой технической школы. Лучше бы в следующих миссиях был другой подход, с максимаоиеым задействованием ИИ.
            ivankolupayev
            3 дня назад
            -
            0
            +
            Если комп не стартует проблема в железе никакое "стороннее по" на этом этапе еще не запущено. Даже если убит загрузчик ОС или ее вообще нет, комп все равно включится - будет моргать лампочками, шуметь вентиляторами, пытаться читать винт и т.п. Но бог с ними с земными аналогиями. Сильно подозреваю что для использовании сколь-нибудь сложного ИИ банально не хватит мощности бортового источника питания. Который должен тащить на себе еще и научную аппаратуру и системы управления.
helg t
4 дня назад
-
0
+
"Поспешишь, людей насмешишь" Русский народ.

Предстоящие мероприятия
Позавчера, 13:12
Ольга Иванова

Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.

Вчера, 15:05
Дарья

Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).

Вчера, 16:31
Igor

Международная группа биологов узнала, сколько родов животных за последние пять веков перестали существовать из-за деятельности человека и во сколько раз люди ускорили вымирание позвоночных.

Позавчера, 13:12
Ольга Иванова

Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.

Позавчера, 18:00
Алиса Гаджиева

Древние представители рода Homo жили около водопада Каламбо в Южной Африке 476 тысяч лет назад. К такому выводу пришли британские ученые, рассказавшие о самом раннем случае обработки древесины в строительных целях.

18 сентября
JuliaT

Людям, работающим посменно, студентам во время сессии и молодым родителям часто приходится не спать по ночам. Новое исследование показало, что усталость и сонливость после вынужденного бдения можно побороть с помощью специальной стратегии отдыха.

31 августа
Сергей Васильев

Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.

31 августа
Дарья Губина

Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.

24 августа
Сергей Васильев

Двадцать лет спустя после завершения проекта «Геном человека» ученые продолжают восполнять оставленные им пробелы. Недавно им удалось установить последовательность мужской половой хромосомы, особенно трудной для секвенирования.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно