Жизнь в другом цвете — Naked ScienceNaked Science
27.11.2013, 12:19
Naked Science

Жизнь в другом цвете

Вместо зеленых человечков на других планетах могут найтись пурпурные бактерии.

hires36039

Новая публикация испанских астрофизиков напоминает, что некогда на юной Земле доминировать могла довольно редкая сегодня форма жизни – пурпурные бактерии. Возможно, их выводы заставят ученых, занятых поисками жизни на других планетах, пересмотреть стратегию своей работы.

Пока что для этого они используют подход «от фонаря», который напоминает известный анекдот о том, как потеряв ключи в темноте, пьяный начинает искать их под фонарем – ведь «там светлее»… То же и с поиском внеземной жизни: ведется он не в тех направлениях, где она может быть скорее всего найдена, а в тех, где проще вести поиск.

Например, мы знаем, какие признаки жизни может подавать со стороны наша собственная планета сегодня. Мы знаем, как их детектировать на расстоянии – и применяем эти подходы для других планет. Но кто сказал, что все должно быть именно так и в других мирах? В конце концов, и наша Земля далеко не всегда выглядела такой, как сегодня, и за 4 млрд. лет эволюции ее облик сильно изменился.

©Wayne Lanier

По современным оценкам, примерно у каждой пятой звезды солнечного типа должна иметься каменистая планета, расположенная в «зоне обитаемости» – то есть на таком расстоянии, чтобы температура на ней сохранялась умеренной, и постоянно могли иметься запасы жидкой воды. Однако обнаруживать планеты скромных земных размеров пока крайне сложно – и уж почти невероятно найти планету, на которой жизнь находилась бы на том же этапе глобальной эволюции, что и у нас. Работа испанских ученых раскрывает эту проблему в новых красках.

Посвящена она Архею, древнему эону земной истории, который продолжался весь период между 4 и 2,5 млрд. лет назад. Это – время самой ранней жизни, когда на Земле доминировали фотосинтезирующие микроорганизмы. Кислородной атмосферы еще не было, и анаэробные бактерии, которые сегодня занимают лишь узкоспециализированные экологические ниши, процветали по всей планете. Настолько, что их, возможно, было бы видно из космоса – если б только было кому смотреть. И если б он знал, как это делать.

Испанцы решили проверить эту гипотезу и смоделировали различные экзопланеты, покрытые пурпурными фотосинтезирующими бактериями. Рассматривались разные варианты: с микроорганизмами, населяющими только океаны, только сушу, или и то, и другое вместе, в разных количествах, при разных атмосферных условиях и т.п. Ученые показали, что в любом случае их можно рассмотреть в видимом и ближнем ИК-диапазоне, где такие бактерии отражают максимум солнечных лучей.

К сожалению, серьезной проблемой может стать облачность. Для жизни она совершенно необходима, ведь облака – одно из звеньев круговорота воды. Но они сильно поглощают свет именно нужных длин волн и могут усложнить обнаружение такой «пурпурной жизни».