Юный каньон — Naked Science

Юный каньон

Знаменитый Гранд-Каньон оказался вдесятеро моложе, чем считали геологи, он сформировался почти недавно ? по геологическим меркам.

5009581761_c08301f915_b

Затянувшиеся дискуссии, которые геологи вели вокруг Гранд-Каньона в Аризоне, похоже, подходят к концу. И завершаются они неожиданным результатом: вопреки самому распространенному мнению, возраст одной из самых знаменитых достопримечательностей мира ? не 70 млн лет, а всего 5-6 млн. Именно в ту эпоху множество менее значительных по размерам каньонов объединились в эту колоссальную систему.

Отложения пород, которые можно видеть на склонах и останцах каньона, датируются гораздо более древним временем и уходят в прошлое вплоть до 1,8 млн лет. Однако предмет более чем вековых споров геологов ? время, в которое река Колорадо изменила русло, ускорила течение и начала размывать сперва верхние мягкие известняки, а затем лежащие под ними песчаники и сланцы.

Гранд-Каньон

©Flickr/ Jay Tilston

Такую датировку для Гранд-Каньона можно провести с помощью геохимических методов, анализируя включения в слои апатита. В 2012 году подобная работа, проведенная Ребеккой Флауэрс (Rebecca Flowers), Кеннетом Фарли (Kenneth Farley) и их коллегами, показала, что по крайней мере некоторые из частей каньона начали формироваться примерно тогда же, когда исчезли динозавры ? между 65 и 70 млн лет назад.

Однако недавнее исследование команды Карла Карлстрома (Karl Karlstrom) совместило целый ряд более точных методов датировки и показало несколько иную картину. В самом деле, отдельные части Гранд-Каньона оказались исключительно древними ? скажем, восточная часть имеет возраст 15-25 млн лет, а в отдельных участках и 50-70 млн лет.

С другой стороны, другие его части оказались «прорыты» рекой сравнительно недавно. «Различные регионы каньона имеют разные истории и разные возрасты, и они не были связаны между собой и не образовали Гранд-Каньон с текущей по нему рекой Колорадо вплоть до 5-6 млн лет назад», ? резюмирует Карлстром.

В 1989 году советские астрономы пришли к выводу: у астероидов есть спутники. Это было четвертое в истории астрономии открытие нового класса объектов в Солнечной системе. Оно изменило наши представления о том, как формировалась Луна, спутники других планет – да и система в целом. Однако у истории есть чувство юмора: об этом открытии советских астрономов практически никто не знает. Naked Science первым из СМИ пробует восполнить этот пробел — в том числе впервые публикует электронную копию самой работы об открытии двойных астероидов.