Генетики выяснили, почему у людей и кальмаров одинаковые глаза — Naked Science
07.05.2014

Генетики выяснили, почему у людей и кальмаров одинаковые глаза

Последний общий предок у людей и головоногих моллюсков обитал на Земле более 500 млн. лет назад. Однако эволюционное развитие привело к одинаковым решениям для гена, ответственного за конструкцию глаз столь удаленных друг от друга видов.

7942156944_257444ca28_b

Глаза и крылья – одни из величайших изобретений эволюций. Биологи давно заметили, что зачастую у представителей различных классов животных эти черты развивались параллельно и практически одинаково.

В качестве примера можно привести птиц и летучих мышей, у которых структура крыльев очень схожа, хотя они и относятся к различным классам.

Менее известно сходство глаз людей и кальмаров. Казалось бы, что может быть общего между позвоночными млекопитающими и головоногими моллюсками? Каким образом эволюционное развитие столь разных существ могло привести к схожим органам зрения?

В статье, опубликованной недавно в журнале Nature Scientific Reports, ученые пишут об открытии одинакового сплайсинга (процесса вырезания нуклеотидных последовательностей из молекул РНК и соединения последовательностей, сохраняющихся в «зрелой» молекуле) РНК из гена, ответственного за сходство глаз кальмаров и людей.

Как и другие органы, глаза – продукт работы множества генов. Большинство из них несут в себе информацию о конструкции той или иной части органа зрения. Один ген может быть ответственен за светочувствительный пигмент, другой – за роговую оболочку.

Существуют также гены, содержащие в себе информацию, где и когда следует создать ту или иную часть органа и каким образом собрать их вместе. Такие гены-инженеры принято называть «центрами управления».