Впервые найдены следы строительных жертвоприношений в Корее — Naked Science

Впервые найдены следы строительных жертвоприношений в Корее

Находка подтвердила фольклорные свидетельства о человеческих жертвах при строительстве зданий

koreya_2

Строительное жертвоприношение — одна из распространенных в древности форм жертвоприношения. При возведении крупного сооружения — например моста, ворот или крепости — жертву замуровывали в основание постройки. В качестве жертвы могло выступать животное, но иногда в зданиях обнаруживают и человеческие останки. Считается, что этот обряд был распространен по всему миру, его отголоски сохранились в мифах и легендах. Согласно исследователям фольклора, жертва должна была обеспечить надежность постройки.

Первый известный науке случай такого захоронения на территории Южной Кореи недавно обнаружили под стенами крепости Вольсон в городе Кёнджу. Кёнджу был столицей раннефеодального королевства Силла. Крепость построили в I веке н. э., но в дальнейшем внутри стен время от времени возводили новые постройки.

Археологи обнаружили в стенах крепости два скелета, предварительно датированные V в. н. э. Вместе с останками нашли деревянные таблички, покрытые знаками, и фигурки в виде животных и людей. Комментирует специалист Национального исследовательского института культурного наследия Кёнджу Чой Мун Юн: «Это первое [в Корее] археологическое свидетельство того, что фольклорные сюжеты о людях, принесенных в жертву при строительстве зданий, дамб и стен, были правдивы».

Скелеты, найденные под крепостной стеной, AFP

Для Кореи это первая находка такого рода, однако в других странах подобные свидетельства существовали и ранее. Например, на раскопках китайского неолитического поселения Шимао в 2013 году обнаружили около 80 женских черепов. Ученые предполагают, что останки могли использовать в строительных ритуалах. Примечательно, что корейская находка гораздо ближе к современности.

Широко известно о существовании в древней Корее практики захоронения слуг вместе с высокопоставленными лицами (практика sunjang). Она была запрещена в 502 году н. э. Находка в крепости Вольсон демонстрирует другую сторону обычая человеческих жертвоприношений в истории Кореи.

Ученые собираются исследовать ДНК, сохранившуюся в останках, чтобы узнать больше о генетике, физическом состоянии и рационе жертв.

Ранее новозеландские антропологи высказали мнение, что человеческие жертвоприношения могли стать основой сложных социальных отношений, которые привели к зарождению современных обществ.

Эксперименты показали, что кошки могут передавать SARS-CoV-2 друг другу, что создает новый и потенциально важный канал распространения вируса и среди людей — через их домашних животных.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.

Во многих из нас с рождения заложены качества, которые помогают лучше конкурировать в обществе: красота, интеллект, эффектная внешность или физическая сила. Из-за успехов генетики начинает казаться, что скоро нам станет доступно то, что ранее не было подвластно, – «проектировать» людей еще до их рождения. Задавать нужные качества, если они не даны природой, предопределяя столь нужные в жизни возможности. Так мы поступаем с машинами и другими неодушевленными предметами, но сейчас, когда геном человека расшифрован и мы уже учимся его редактировать, кажется, что мы все ближе к появлению так называемых «дизайнерских», «спроектированных» детей. Так кажется или это вскоре станет реальностью?