Волоски на груди мотыльков оказались акустическим камуфляжем — Naked Science
07.11.2018

Волоски на груди мотыльков оказались акустическим камуфляжем

Тела ночных мотыльков покрыты щетинками намного гуще, чем у дневных бабочек: эта «растительность» скрывает их от эхолокации летучих мышей.

moth0

Большинство ночных мотыльков и бабочек практически глухи, что особенно опасно с учетом того, что охотящиеся на них летучие мыши пользуются эхолокацией. Однако слышать им и необязательно: клеточные выросты волосков на их теле выполняют роль отличного акустического камуфляжа, поглощающего сигналы эхолокации. Об этом биологи из Бристолького университета пишут в статье, опубликованной в Journal of the Acoustical Society of America.

В отличие от шерсти млекопитающих, щетинки (хеты) насекомых не производятся клетками, а являются их видоизмененными выростами. У различных животных они могут выделять ядовитый или пахучий секрет, играть роль органов чувств, в том числе обоняния, снижать смачиваемость водой и выполнять много других функций. Даже чешуйки на крыльях бабочки — это видоизмененные волоски. Они покрывают основания крыльев и грудь многих ночных бабочек, скрывая их от рукокрылых хищников.

«Грудные волоски создают заметную акустическую невидимость на важных для выживания ультразвуковых частотах, — говорит ведущий автор новой работы Томас Нил (Thomas Neil). — Они действуют как легкий пористый поглотитель звука, создавая акустический камуфляж и давая существенное преимущество для выживания». Ученые показали, что удаление волосков с груди ночных павлиноглазок Antherina повышает шансы их обнаружения на 38 процентов.

Для оценки «звукового камуфляжа» авторы использовали акустическую томографию, которая позволила заметить отражение волн разной частоты от различных частей тела мотыльков. «Растительность» на их груди толще и гуще, чем у обычных дневных бабочек, которые с летучими мышами почти не сталкиваются, и снижает их заметность для эхолокации, поглощая до 85 процентов энергии падающего ультразвука. Для сравнения, у бабочек эта цифра не превышала 20 процентов: им «звукомаскировочные» хеты не так важны.