​Волонтеры помогли австралийским астрономам обнаружить сверхновую — Naked Science

​Волонтеры помогли австралийским астрономам обнаружить сверхновую

Сверхновую класса Ia обнаружили специалисты из Австралии при содействии международной команды волонтеров.

Одна из фундаментальных астрономических задач — определение расстояния до наблюдаемого объекта. Это непросто — в космосе все объекты выглядят одинаково далекими и очень маленькими. Стандартная методика действий в такой ситуации — искать объект, истинная яркость которого известна. Сравнивая его наблюдаемую на Земле светимость с тем, что есть на самом деле, мы получим расстояние до него.

Одним из таких объектов («стандартных свечей») в астрономии последних лет считаются сверхновые звезды класса Ia, истинная светимость которых всегда постоянна. Недостаток этих звезд, в общем, тот же, что и у всех сверхновых: их мало и вспыхивают они хаотично. Чтобы не пропустить такое событие, нужно внимательно следить за небом, и дополнительные глаза здесь не будут лишними. Поэтому крупные научные учреждения привлекают к обработке получаемой информации команды волонтеров.

Один из инициаторов волонтерской программы ANU Брэд Тукер (Brad Tucker) рассказывает о программе

В нашем случае группа энтузиастов помогла Австралийскому национальному университету (ANU) обнаружить сверхновую класса Ia на расстоянии около 970 миллионов световых лет от Земли. В момент ее взрыва на нашей планете размеренно текли события протерозойской эры, в морях осваивались первые многоклеточные организмы, кто-то из них изобретал впоследствии ставшее модным половое размножение. Спустя почти миллиард лет их отдаленные потомки идентифицировали сверхновую всего за сутки. Университет получил около 700 сообщений о ее появлении.

Первыми обнаружившими взрыв волонтерами оказались Алан Крэггс из Шотландии и Элизабет Бэтен из Бельгии. Сверхновой дали, как это водится у звезд, скучное имя SN2017dxh.

Проект ANU позволяет волонтерам использовать веб-портал Zooniverse.org для поиска изображений, снятых 1,3-метровым телескопом SkyMapper. Добровольцы изучают изображения онлайн, чтобы найти различия и пометить их для исследователей. SkyMapper сейчас — единственный телескоп, который делает полный обзор южного неба в поисках сверхновых и других интересных событий.

Не так давно мы уже писали об успехах аналогичного волонтерского проекта, специализирующегося на поисках экзопланет.

Анализ геномов морских коров показал, что эти малоподвижные животные были обречены вымереть задолго до встречи с человеком.