Какие профессии востребованы сегодня?
24.05.2017
Редакция Naked Science

​Волонтеры помогли австралийским астрономам обнаружить сверхновую

Сверхновую класса Ia обнаружили специалисты из Австралии при содействии международной команды волонтеров.

Одна из фундаментальных астрономических задач — определение расстояния до наблюдаемого объекта. Это непросто — в космосе все объекты выглядят одинаково далекими и очень маленькими. Стандартная методика действий в такой ситуации — искать объект, истинная яркость которого известна. Сравнивая его наблюдаемую на Земле светимость с тем, что есть на самом деле, мы получим расстояние до него.

Одним из таких объектов («стандартных свечей») в астрономии последних лет считаются сверхновые звезды класса Ia, истинная светимость которых всегда постоянна. Недостаток этих звезд, в общем, тот же, что и у всех сверхновых: их мало и вспыхивают они хаотично. Чтобы не пропустить такое событие, нужно внимательно следить за небом, и дополнительные глаза здесь не будут лишними. Поэтому крупные научные учреждения привлекают к обработке получаемой информации команды волонтеров.

Один из инициаторов волонтерской программы ANU Брэд Тукер (Brad Tucker) рассказывает о программе

В нашем случае группа энтузиастов помогла Австралийскому национальному университету (ANU) обнаружить сверхновую класса Ia на расстоянии около 970 миллионов световых лет от Земли. В момент ее взрыва на нашей планете размеренно текли события протерозойской эры, в морях осваивались первые многоклеточные организмы, кто-то из них изобретал впоследствии ставшее модным половое размножение. Спустя почти миллиард лет их отдаленные потомки идентифицировали сверхновую всего за сутки. Университет получил около 700 сообщений о ее появлении.

Первыми обнаружившими взрыв волонтерами оказались Алан Крэггс из Шотландии и Элизабет Бэтен из Бельгии. Сверхновой дали, как это водится у звезд, скучное имя SN2017dxh.

Проект ANU позволяет волонтерам использовать веб-портал Zooniverse.org для поиска изображений, снятых 1,3-метровым телескопом SkyMapper. Добровольцы изучают изображения онлайн, чтобы найти различия и пометить их для исследователей. SkyMapper сейчас — единственный телескоп, который делает полный обзор южного неба в поисках сверхновых и других интересных событий.

Не так давно мы уже писали об успехах аналогичного волонтерского проекта, специализирующегося на поисках экзопланет.