30.03.2017
Редакция Naked Science

Аспирант Йельского университета нашел в данных «Кеплера» пропущенную экзопланету

Обработка данных, собранных космическим телескопом за годы работы, продолжается, иногда преподнося приятные сюрпризы. В роли первооткрывателя может, при желании и умении, оказаться каждый.

Обнаружением новой экзопланеты размером с Нептун, пропущенной в ходе обработки данных космического телескопа «Кеплер», завершился их анализ, предпринятый аспирантом Йельского университета Джозефом Шмиттом. Запустив программу обработки на своем компьютере, он обнаружил экзопланету, которая осталась незамеченной в ходе стандартных процедур обработки.

Найденная экзопланета Kepler-150f находится на расстоянии примерно 3000 световых лет от нас в звездной системе, где кроме нее обнаружены уже как минимум четыре планеты с буквенными литерами от b до c. Все они обращаются вокруг своей звезды по существенно более коротким орбитам, чем Kepler-150f. Ее полный оборот вокруг своего светила занимает 637 дней. Вероятность того, что это именно экзопланета, а не погрешность обработки данных, на сегодняшний день оценивается в 99,998%.

«Лишь с помощью нашего нового метода моделирования и вычитания транзитных сигналов известных планет удалось понять, что она действительно есть», – сказал Джозеф Шмитт уже в качестве соавтора статьи, описывающей открытие. – По сути, она пряталась на самом видном месте «в лесу» других планетарных транзитов».

Напомним, что космический телескоп «Кеплер» был запущен в 2009 году специально для поиска экзопланет. Методом его работы был замер блеска звезд с целью выявления его периодических кратковременных ослаблений в момент прохождения планеты по диску. Заслоняя часть диска звезды, планета кратковременно снижает видимую нам яркость его свечения, это изменение надо лишь уловить. Величина и периодичность снижения расскажут нам о величине планеты и параметрах ее орбиты.

Использованная «Кеплером» методика имеет существенные ограничения. Планетная система должна быть видима телескопом «сбоку», чтобы планеты, обращаясь вокруг своей звезды, оказывались между ней и точкой съемки, а скорость обращения должна быть достаточной, чтобы это событие произошло несколько раз за время жизни телескопа. Тем не менее, за годы работы (миссия «Кеплера» завершилась в 2013 году) было открыто более 3000 кандидатов, примерно треть которых подтверждена сторонними командами наблюдателей. Хотя телескоп уже не используется, ожидается, что обработка его данных займет еще несколько лет. Их анализом, в частности, занимаетcя Planet Hunters – любительский коллектив, одним из координаторов которого является Дебора Фишер (Debra Fischer), профессор Йельского университета и один из соавторов аспиранта Шмитта.