В останках сверхновой впервые найдены соединения аргона

В останках сверхновой впервые найдены соединения аргона

Ученые подтвердили общепринятую теорию о том, как возникают атомы благородных газов во время вспышек сверхновых.

crab_1680

Астрономам удалось с помощью орбитального телескопа «Гершель» найти множество молекул аргона и его соединений внутри останков Крабовидной туманности в созвездии Тельца, расположенной на расстоянии около 6500 световых лет от Земли, и подтвердить общепринятую теорию возникновения атомов благородных газов во время вспышек сверхновых.

– Мы изучали космическую пыль в останках нескольких ярких сверхновых при помощи «Гершеля», одной из которых и была Крабовидная туманность. То, что нам удалось найти ионы гидрида аргона, соединения водорода и аргона, было крайне неожиданным для нас. Мы не думали, что атомы благородного газа будут соединяться с другими элементами в тех условиях, которые царят в окрестностях таких туманностей, – сообщил Майкл Барлоу из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

Крабовидная туманность

©ESA/Herschel/PACS/MESS Key Programme Supernova Remnant Team

Инструменты «Гершеля» помогли Барлоу и его коллегам составить высококачественные карты Крабовидной туманности и других «следов» сверхновых. При изучении спектрограмм, полученных при помощи прибора SPIRE, ученые, неожиданно для себя, обнаружили в спектре туманности характерные яркие линии на частотах в 618 и 1235 гигагерц –  ранее они никогда не встречались.

Не устояв перед такой интригой, ученые, опираясь на базу данных по спектрам всех известных на земле молекул, элементов и их изотопов, решили определить химическую природу обнаруженных  линий. Исследование показало, что они возникли благодаря присутствию атомов аргона и соединения аргона и водорода в материи Крабовидной туманности.

Исходя из некоторых  деталей в спектре туманности, ученые определили, что она содержит только один изотоп этого благородного газа – аргон-36, встречающийся на Земле  очень редко. Отсюда следует, что  аргон возникает в сверхновых в ходе альфа-процесса – ряда термоядерных реакций между ядрами легких элементов и альфа-частицами.